Новгородская иконописная школа

Иконописные школы в России

  1. Новгородская школа (около 1100 - 1500 гг.)
  2. Псковская школа (около 1200 - 1530 гг.)
  3. Московская школа (около 1400 - 1600 гг.)
  4. Строгановская школа (около 1580 - 1680 гг.)
  5. Палехская школа (около 1680 - 1917 гг.)
  6. Мстёрская школа (около 1680 - 1917 гг.)
  7. Холуйская школа (около 1680 - 1917 гг.)
  8. Суздальская школа (около 1780 - 1917 гг.)
  9. Невьяновская школа (около 1700 - 1850 гг.)
  10. Ветковская школа (около 1600 - 1870 гг.)
  11. Гуслицкая школа (около 1700 - 1900 гг.)
  12. Старообрядческая школа (около 1668 - по настоящее время.)
  13. Украинская иконописная традиция (около 1800 - 1917 гг.)

Новгородская школа (около 1100 - 1500 гг.)

Великий Новгород находится на северо-западе европейской части России на пути из Санкт-Петербурга в Москву, в 180 км от Санкт-Петербурга, и является одним из старейших российских городов. Согласно древнейшим письменным источникам, уже в XI в. Новгород был важнейшим городом после Киева и вел активную торговлю как с Византией, так и со скандинавскими государствами. Именно в этот период возникают первые новгородские иконы.

Спас Нерукотворный

Новгородская иконописная школа. Спас Нерукотворный
Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве
  • Спас Нерукотворный.
  • Ранние новгородские иконы находятся под сильным влиянием византийских образцов, поскольку в Новгороде проживало немало греческих иконописцев. Эта икона Христа — самая ранняя из известных новгородских икон.
  • У Спасителя огромные, тщательно выписанные глаза и изогнутые брови.
  • Как и на греческих изображениях, Иисус не смотрит на зрителя. Его взгляд обращен в сторону.
  • Графическая проработка волос и бороды тонкими золотыми линиями — явная черта новгородской школы.
  • Стиль контура, когда линии обводятся цветом, — тоже особенность местного письма.
  • Новгород, вторая половина XII в., 77 х 71 см.

В 1136 г. городская знать и купечество объявили о разрыве с Киевом, изгнали своего князя Всеволода Мстиславича и превратили Новгород в самоуправляющийся торговый город-государство. Во главе его встал посадник — своего рода первый гражданский сановник, выбираемый из числа влиятельных новгородцев.

Вскоре после этого значительная часть Руси оказалась под татарским игом, однако Новгороду удалось избежать завоевания, в том числе и благодаря его труднодоступному расположению среди густых лесов и непроходимых топей. К концу XIV в. Новгород все больше попадал под влияние усиливающего свои позиции Московского княжества, и в 1478 г. великий князь Московский Иван III Васильевич (1440-1505) включил новгородские земли в состав Московского княжества.

После этого город начал постепенно терять уникальный культурный статус. Тем не менее, вплоть до основания Санкт-Петербурга в 1703 г. Новгород сохранял свои позиции как один из важнейших торговых центров северо-западной части Русского царства.

Ветхозаветная Троица

Новгородская иконописная школа. Ветхозаветная Троица
Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
  • Икона Ветхозаветной Троицы изображает старца (Бог Отец), держащего на коленях маленького мальчика (Бог Сын) с голубем (Святой Дух).
  • Это распространенный сюжет в Новгороде.
  • Два шестикрылых серафима поддерживают престол сверху.
  • Два ангела в виде пылающих алых колес — так называемые престолы — поддерживают престол снизу.
  • По бокам изображены два неназванных святых столпника.
  • Внизу справа виден молодой (без бороды) апостол, предположительно Филипп или Фома. По-видимому, это святой покровитель заказчика или дарителя иконы.
  • Вверху вязью написано: Отец, Сын и Святой Дух.
  • Эта икона подчеркивает важность учения о Божественном Триединстве в полемике со стригольниками — сектой, существовавшей в Новгороде в XIV в. и отрицавшей институт Церкви.
  • Новгород, начало XIV в., 113 х 88 см.

Новгородские иконописные сюжеты отличаются простотой — сильные, ровные линии, тщательная графическая проработка лиц и одеяний, монументальная строгость выражений ликов святых. Сложные мистические сюжеты отсутствуют.

По мере того как византийское влияние в XV в. постепенно сходило на нет, линии письма на новгородских иконах стали все более утончаться. Фигуры святых казались тяжелее, а их головы приобрели некую массивность.

Для икон новгородской школы характерно преобладание киноварно-красного и изумрудно-зеленого цветов ясных и холодных оттенков. Типичные сюжеты: святые, защищающие скот, охраняющие урожай и покровительствующие торговле — Флор и Лавр, Илия Пророк и Параскева Пятница.

Икона Святых

Новгородская иконописная школа. Икона Святых
Оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
  • Икона святых Николая, Власия, Флора, Лавра, Илии и Параскевы Пятницы.
  • Во времена расцвета новгородской республики многие горожа не имели возможность приобрести подобные иконы, защищавшие своих владельцев от всех мыслимых напастей.
  • Св. Николай Угодник (крайний слева) покровительствует путешествующим. Он изображен в епископском облачении.
  • Св. Власий (второй слева) защищает домашний скот. Он также облачен в епископские одежды.
  • Святые Флор и Лавр (стоят справа) защищают лошадей и домашний скот. Они держат в руках кресты мучеников.
  • Илия Пророк (вверху слева) узнаваем по характерному обрамлению его одежды. Он защищает от непогоды и пожаров.
  • Св. Параскева (вверху справа) считается покровительницей брака.
  • Икона увенчана сюжетом «Богоматерь Знамение». Богородица почиталась как покровительница Новгорода уже в XII в.
  • Преобладают цвета новгородской иконописной школы — ярко-красный и изумрудно-зеленый, а также сине-зеленый, белый и темно-розовый.
  • Новгород, ок. 1500 г., 69 х 57 см.

Более 2 000 икон Пресвятой Богородицы

Свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых.

Все Святые

Чудеса и краткие жития всех святых

Чудеса и краткие жития всех святых

Псковская иконописная школа
Псковская иконописная школа
Вы забыли забрать подарок

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Чудотворные иконы Божьей Матери
Чудотворные иконы Божьей Матери

Книга «Иконы Пресвятой Богородицы» разработана православным приходом во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска. В ней представлено свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых. По каждой иконе приводится описание.

А также чудеса и краткие жития всех святых

+ Книга по вышивке икон

Чудотворные иконы Богородицы

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников

+
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти