В III веке в ликийском городе Патаре в семье богатых и знатных людей родился Николай Чудотворец - будущий угодник Божий и великий чудотворец. С самого своего рождения он являл чудеса. Будучи грудным младенцем, без всякой посторонней помощи простоял он три часа в купели крещения.
И еще больше удивил своих родителей, когда отказался по средам и пятницам принимать пищу. И только вечером после прочтения его благочестивыми родителями Феофаном и Ноной вечерних молитв вкушал немного материнского молока.
Возрастая, Николай духовно совершенствовался, устраняясь от мирской суеты, празднословия, женщин, и, будучи совсем юным, по своему образу жизни и мышлению был подобен старцу. С Божьей помощью святой Николай Чудотворец быстро постиг учение Святого Писания.
Божий угодник непрестанно молился в храме и читал божественные книги. Его дядя служил епископом в Патаре. Видя добродетельную жизнь своего племянника, он посоветовал Феофану и Ноне отдать ребенка на служение Богу, что те и сделали.
Святителя Николая рукоположили во священника и, неустанно пребывая в молитве и посте, старался проводить жизнь, подобную ангелам.
Позже дядя поставил племянника епископом на свое место и вверил ему управление Церковью. Заботясь о делах Церкви, святой Николай Чудотворец стал искусным пастырем Христова стада.
Господь внимал горячим и усердным молитвам Своего угодника и совершал через него великие чудеса.
Однажды святитель с путниками плыл на корабле в Палестину, чтобы посетить святые места, по которым Христос ступал Своими ногами, и поклониться им.
Во время путешествия на море разыгралась страшная буря, угрожающая путникам неминуемой гибелью. И только по святым молитвам святителя мгновенно прекратилось волнение на море, и наступила великая тишина.
Преподобный Николай Чудотворец на протяжении своей жизни совершал много милосердных дел. Питал голодных, защищал обиженных, одевал нагих, утешал плачущих, исцелял больных и бесноватых, воскрешал из мертвых.
Кроткий, смиренный духом, незлобивый, он избегал людской славы и надеялся провести свою жизнь в монастыре в безмолвии и молитве.
Но Господь потребовал от него оставить подвиг безмолвия и посвятить себя служению людям для спасения их душ.
Промыслом Божьим Николай святитель был приведен в ликийский город Миры и по благой воле Самого Господа после смерти архиерея того города Иоанна был избран архиепископом и первопрестольником ликийским.
Приняв священный сан, архиерей Мирской митрополии заботливо пас своих овец. Мудро наставляя паству в учении веры, святой угодник жил не для себя, но для других.
Когда начались гонения на Церковь Христову при царях Диоклитиане и Максимиане, святитель Николай Чудотворец был схвачен мучителями и заключен в темницу со многими другими христианами. И здесь, страдая от голода и жажды, он укреплял христиан в вере и убеждал их быть твердыми до конца, страдая за Истину.
При благоверном царе Константине гонения на Церковь прекратились, и все заключенные были освобождены. Великий архиерей вернулся в свое отечество. В целях утверждения Христовой веры царем Константином в городе Никее был созван вселенский собор, одним из участников которого был святитель Николай Чудотворец.
На соборе святыми отцами было изложено и утверждено догматическое учение православной веры и предана проклятию Арианская ересь. Святитель посрамил еретика Ария, ударив его по щеке.
Это дерзновение привело в негодование святых отцов, но Сам Господь и Его Преблагословенная Матерь одобрили ревностный поступок святителя Николая.
Верный слуга Господа, будучи прозорливым, усматривал духовными очами в своих чадах грехи и призывал их к исправлению своих сердец и мыслей, к сохранению святости души и чистоты тела.
От лица чадолюбивого отца, как от ангела исходило Божественное сияние. Каждый, взирающий на исповедника православной веры, будь то христианин или неверный, получал утешение в своей скорби и печали.
Святитель Николай до глубокой старости прожил в Мирах и мирно закончил свое земное житие после непродолжительной болезни. Великого Святителя Николая Чудотворца знают и почитают во всех концах земли.
И сегодня великий угодник Божий Николай Чудотворец помогает всем, призывающим его. Память святителя Николая Чудотворца празднуется Церковью дважды в год: 19 декабря в день его кончины и 22 мая в день перенесения святых мощей по новому стилю.
Иконы Николая Чудотворца вышиты бисером с использованием страз, жемчуга, янтаря, трунцала, канители, поделочных и драгоценных камней.
Лики написаны масляной краской на холсте. Схемы и наборы для вышивки святителя Николая Чудотворца не используются. Время на вышивку одной иконы примерно два месяца.
Самым почитаемым на Руси был и остается святитель Николай Чудотворец (ок. 270 - ок. 345). Его иконописные изображения имеются в огромном множестве частных домов, и тысячи церквей названы в его честь. Он считается покровителем моряков, торговцев и всех путешествующих — по этой причине его изображения, выполненные в виде путевых икон, или дорожных складней, очень популярны среди верующих.
Николай Чудотворец, без сомнения, известен и в Западной Европе. Однако там его лучше знают как Рождественского деда, или Санта-Клауса. Исторических сведений об этом человеке сохранилось очень немного, однако, согласно Священному Преданию, Николай был архиепископом в городе Мире, расположенном в Средиземноморье. В житии святителя говорится о том, что в момент его посвящения в духовный сан Святой Дух сошел на его дядю, проводившего церемонию рукоположения. Дядя предсказал, что Николай станет великим проповедником, который многих приведет к истине и поможет всем страждущим.
В течение церковного года день памяти святителя Николая Чудотворца отмечается 6 декабря (19 декабря), а 9 мая (22 мая) празднуется перенос его мощей в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г., когда византийцев стали вытеснять из Малой Азии сарацины. В целях безопасности итальянскими купцами и было принято решение перевезти мощи святителя в Италию.
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Николай Угодник наиболее почитаем Русской Православной Церковью и занимает первое место среди святых (после Спасителя и Богородицы) по количеству икон с его изображением. На Руси святой Николай был известен еще до принятия христианства. Такие основные черты, как епископское одеяние, седая борода, высокий морщинистый лоб и Евангелие в левой руке, присутствуют на всех изображениях святого.
В юго-западных областях распространения Русского Православия (современная территория Украины И Белоруссии) Николай Угодник часто изображался в митре. Однако черты лица, облачение, присутствие Евангелия и само положение рук делают его узнаваемым — точно так же, как и изображения Иисуса и Богоматери по обеим сторонам от него, характерные для икон этого святого.
Изображение Николая Угодника является распространенным сюжетом путевых икон. Хотя данная икона представляет собой металлическое литье, детали изображения остаются теми же, что и на рукописных иконах Николая Чудотворца: высокий морщинистый лоб, епископское одеяние, Евангелие и Иисус с Богоматерью справа и слева от святого.
Ответить
Поделиться
К
Ксения
4 года назад
День святителя Николая Мирликийского
19 декабря — день святителя Николая Мирликийского, а по-народному — "Никола зимний". Издавна популярнейший на Руси праздник. Дело в том, что он как бы знаменовал собой полное окончание всех сельскохозяйственных работ года, подведение его трудовых итогов, за которые наступало время поблагодарить Угодника, покровителя пахарей, и заручиться заодно его благосклонностью на будущее. Существовали и придуманные хлебопашцами ритуалы "задабривания" Чудотворца, один из которых описан Сергеем Есениным:
Засучивши с рожью полы, Пахаря трясут лузгу, В честь Угодника Миколы Сеют рожью на снегу.
"Никольщина не ходит с поклоном на боярский двор", — говорилось в старину. Иными словами, это время достатка, в которое работящему человеку не приходится просить чьей-то милости, он сам может не только с долгом рассчитаться, но и ссудить нуждающегося.
На Николу, как водится, люди везли по установившемуся санному пути излишки произведенного тяжелым крестьянским трудом, чтобы продать на знаменитых "Никольских ярмарках". В эту же пору искали своей удачи и разбойники, нападавшие на крестьянские обозы...
Известен "зимний Никола" и своими широкими застольями, устраивавшимися нередко в складчину (братчину). Гуляли от души. Отсюда поговорка: "Красна никольщина пивом и пирогами", уже упоминавшаяся, в книге, и другие подобные же. Столы у благочестивых людей в этот праздник хоть и ломились от угощений, но, как ни странно, обходились без скоромного.
Поскольку пива и браги, наваренных загодя, выпивалось на праздник особенно много, любители этих напитков заботились, чтобы и "заедки" были соответствующие ("важнеющие"). Небольших размеров рыбка, которая для этих целей шла на сушку, была по сечению круглой ("облой"). "Заедок" к пиву так и называли — "обла". Потом вследствие трансформации произношения пивную закуску стали называть "воблой". Последняя была популярна в Центральной России и в Поволжье, а по Дону, Азовскому и Черноморскому побережью любителями пива (и вообще любителями "смачной" рыбки) обожалась "тарань", насушенная из рыбки более жирной и нежной по консистенции. Торговля сушеной рыбой в огромнейших количествах была повсеместно распространена в старой России, причем по самой низкой цене. Разносчики (помните, у А. Толстого?) шли по дворам и кричали: "Кому рыбки воблой!"
В этой книге не ставится цель поддержать или пропагандировать алкогольные возлияния ни по случаю праздников, ни для скрашивания постов. Мы только исходим из практики, сложившейся до нас в мире верующих и допускавшей, увы, противоположные толкования на этот счет. Так, еще в древних летописях святые старцы напутствовали священнослужителей "хмельного и вина горячего не держати и не пити". Надо полагать, то же самое рекомендовалось и верующим. Но что поделаешь, ни у святых отцов, ни у мирян благой совет не получил поголовного одобрения. Вспомните "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского: отшельник Ферапонт изумлен рассуждениями обитателя монашеского скита, который, рассказывая о том, как в строжайшие посты там едят "зелие не варено", изнуряют себя сухоядением, все же признается: "Пием же вино"...
Ну, что ж, за праздничные излишества, допущенные в декабре, надо и нам расплачиваться: до Николина дня мы могли есть рыбу во вторник, четверг, субботу и воскресенье, а после, простившись с николыциной, получаем право лакомиться ею только в субботу и воскресенье. Таково предписание Рождественского поста, сулящего нам в свои последние дни еще большие строгости, о которых уже сказано в заметках, посвященных январю.
Крылатые слова
📖 Стомаха ради. 📖
В Первом послании апостола Павла Тимофею приводится добрый совет соратнику: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов". Слово "желудок" при переводе текста на славянский так и осталось греческим — "стомах", укоренившимся в русском церковном обиходе. В старинном монастырском уставе, позволявшем монахам определенные дни "разрешения вина... ради братского утешения и ради стомаха и частых его недугов", оно, как видно из цитаты, употреблено таким образом, что непонятно посторонним. Выражение это со временем было подхвачено как любителями "пропустить рюмочку", так и теми, кто относится к этому критически. Только последние вкладывают в него насмешку или даже сарказм.
📖 Не вливают молодое вино в мехи старые. 📖
В Евангелиях от Матфея и Марка есть поучение: "Не вливают молодого вина в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое". ("Мехи" или "бурдюки", сшитые из кожи с оставшимся на ней мехом, и поныне используются в некоторых местах для хранения и перевозки вина; под давлением газов недобродившего напитка они действительно могут прорваться.) В иносказательном смысле это выражение означает: новым идеям, осуществление прогрессивных замыслов бывает тесно в изживших себя формах общественного уклада, в границах старых инструкций, предписаний и т.п.
📖 Оцеживать комара. 📖
Согласно Евангелию от Матфея, Иисусу принадлежат слова: "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие". Это сказано о тех, кто очень печется о том, чтобы прослыть совестливым, проявляя дотошную принципиальность в мелочах, и тем замаскировать бессовестность, присущую им в делах более значительных и небезвыгодных. Кроме использования этого выражения в истолкованном смысле, возможно и употребление его также в тех случаях, когда человек склонен копаться в мелочах, игнорируя главное.
📖 Выпить чашу до дна. 📖
Это выражение, часто с заменой первого слова на "испить", употребляется, когда хотят сказать о суровых испытаниях или бедах, которые обрушиваются на человека и которые он тем не менее готов вытерпеть во имя какой-либо цели или ради сохранения своих взглядов и принципов. Оно перефразировано из библейского текста, где сказано: "Воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил".
📖 Отойди от зла и сотвори благо. 📖
Библейское выражение, бывшее очень распространенным в обиходной речи в старой России, но теперь употребляемое редко, хотя диапазон применения его очень широк.
📖 Камни возопиют. 📖
Эти впечатляющие слова взяты из Евангелия от Луки. Издавна используются, когда говорят о чем-то ужасном, несправедливом, оскорбительном, бесчеловечном, требующем отмщения, возмездия.
📖 Камень преткновения. 📖
Тоже библейское выражение (из книги пророка Исайи). Использовалось оно и апостолом Павлом в его Послании римлянам. Этим словосочетанием мы пользуемся, когда встречается какое-нибудь препятствие для осуществления наших планов, неожиданное затруднение, помеха в делах.
📖 Не оставить камня на камне. 📖
Талантливый писательский образ, символизирующий полное разрушение. Взят у евангелистов Матфея и Марка. Используется в речи и литературе уже много веков во всем мире и не стареет.
📖 Яко тать в нощи. 📖
Тоже нестареющий, хотя и весьма древний, речевой оборот, произносимый на церковнославянском языке (в буквальном переводе — "как вор ночью"). Происхождением своим он обязан Первому посланию апостола Павла к фессалоникийцам. Ныне имеет шутливый оттенок. Означает скрытое приближение чего-то или кого-то, не сулящее ничего хорошего.
Ответить
Поделиться
Л
Лидия
4 года назад
Поздравляю всех с днём памяти св. Николая чудотворца! А особенно всех Николаев, кто сегодня отмечает именины. Здоровья всем и долгих лет счастливой жизни.
Самым почитаемым на Руси был и остается святитель Николай Чудотворец (ок. 270 - ок. 345). Его иконописные изображения имеются в огромном множестве частных домов, и тысячи церквей названы в его честь. Он считается покровителем моряков, торговцев и всех путешествующих — по этой причине его изображения, выполненные в виде путевых икон, или дорожных складней, очень популярны среди верующих.
Николай Чудотворец, без сомнения, известен и в Западной Европе. Однако там его лучше знают как Рождественского деда, или Санта-Клауса. Исторических сведений об этом человеке сохранилось очень немного, однако, согласно Священному Преданию, Николай был архиепископом в городе Мире, расположенном в Средиземноморье. В житии святителя говорится о том, что в момент его посвящения в духовный сан Святой Дух сошел на его дядю, проводившего церемонию рукоположения. Дядя предсказал, что Николай станет великим проповедником, который многих приведет к истине и поможет всем страждущим.
В течение церковного года день памяти святителя Николая Чудотворца отмечается 6 декабря (19 декабря), а 9 мая (22 мая) празднуется перенос его мощей в итальянский город Бари. Это событие произошло в 1087 г., когда византийцев стали вытеснять из Малой Азии сарацины. В целях безопасности итальянскими купцами и было принято решение перевезти мощи святителя в Италию.
В юго-западных областях распространения Русского Православия (современная территория Украины И Белоруссии) Николай Угодник часто изображался в митре. Однако черты лица, облачение, присутствие Евангелия и само положение рук делают его узнаваемым — точно так же, как и изображения Иисуса и Богоматери по обеим сторонам от него, характерные для икон этого святого.
Изображение Николая Угодника является распространенным сюжетом путевых икон. Хотя данная икона представляет собой металлическое литье, детали изображения остаются теми же, что и на рукописных иконах Николая Чудотворца: высокий морщинистый лоб, епископское одеяние, Евангелие и Иисус с Богоматерью справа и слева от святого.
19 декабря — день святителя Николая Мирликийского, а по-народному — "Никола зимний". Издавна популярнейший на Руси праздник. Дело в том, что он как бы знаменовал собой полное окончание всех сельскохозяйственных работ года, подведение его трудовых итогов, за которые наступало время поблагодарить Угодника, покровителя пахарей, и заручиться заодно его благосклонностью на будущее. Существовали и придуманные хлебопашцами ритуалы "задабривания" Чудотворца, один из которых описан Сергеем Есениным:
Засучивши с рожью полы, Пахаря трясут лузгу, В честь Угодника Миколы Сеют рожью на снегу.
"Никольщина не ходит с поклоном на боярский двор", — говорилось в старину. Иными словами, это время достатка, в которое работящему человеку не приходится просить чьей-то милости, он сам может не только с долгом рассчитаться, но и ссудить нуждающегося.
На Николу, как водится, люди везли по установившемуся санному пути излишки произведенного тяжелым крестьянским трудом, чтобы продать на знаменитых "Никольских ярмарках". В эту же пору искали своей удачи и разбойники, нападавшие на крестьянские обозы...
Известен "зимний Никола" и своими широкими застольями, устраивавшимися нередко в складчину (братчину). Гуляли от души. Отсюда поговорка: "Красна никольщина пивом и пирогами", уже упоминавшаяся, в книге, и другие подобные же. Столы у благочестивых людей в этот праздник хоть и ломились от угощений, но, как ни странно, обходились без скоромного.
Поскольку пива и браги, наваренных загодя, выпивалось на праздник особенно много, любители этих напитков заботились, чтобы и "заедки" были соответствующие ("важнеющие"). Небольших размеров рыбка, которая для этих целей шла на сушку, была по сечению круглой ("облой"). "Заедок" к пиву так и называли — "обла". Потом вследствие трансформации произношения пивную закуску стали называть "воблой". Последняя была популярна в Центральной России и в Поволжье, а по Дону, Азовскому и Черноморскому побережью любителями пива (и вообще любителями "смачной" рыбки) обожалась "тарань", насушенная из рыбки более жирной и нежной по консистенции. Торговля сушеной рыбой в огромнейших количествах была повсеместно распространена в старой России, причем по самой низкой цене. Разносчики (помните, у А. Толстого?) шли по дворам и кричали: "Кому рыбки воблой!"
В этой книге не ставится цель поддержать или пропагандировать алкогольные возлияния ни по случаю праздников, ни для скрашивания постов. Мы только исходим из практики, сложившейся до нас в мире верующих и допускавшей, увы, противоположные толкования на этот счет. Так, еще в древних летописях святые старцы напутствовали священнослужителей "хмельного и вина горячего не держати и не пити". Надо полагать, то же самое рекомендовалось и верующим. Но что поделаешь, ни у святых отцов, ни у мирян благой совет не получил поголовного одобрения. Вспомните "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского: отшельник Ферапонт изумлен рассуждениями обитателя монашеского скита, который, рассказывая о том, как в строжайшие посты там едят "зелие не варено", изнуряют себя сухоядением, все же признается: "Пием же вино"...
Ну, что ж, за праздничные излишества, допущенные в декабре, надо и нам расплачиваться: до Николина дня мы могли есть рыбу во вторник, четверг, субботу и воскресенье, а после, простившись с николыциной, получаем право лакомиться ею только в субботу и воскресенье. Таково предписание Рождественского поста, сулящего нам в свои последние дни еще большие строгости, о которых уже сказано в заметках, посвященных январю.
Крылатые слова
📖 Стомаха ради. 📖
В Первом послании апостола Павла Тимофею приводится добрый совет соратнику: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов". Слово "желудок" при переводе текста на славянский так и осталось греческим — "стомах", укоренившимся в русском церковном обиходе. В старинном монастырском уставе, позволявшем монахам определенные дни "разрешения вина... ради братского утешения и ради стомаха и частых его недугов", оно, как видно из цитаты, употреблено таким образом, что непонятно посторонним. Выражение это со временем было подхвачено как любителями "пропустить рюмочку", так и теми, кто относится к этому критически. Только последние вкладывают в него насмешку или даже сарказм.
📖 Не вливают молодое вино в мехи старые. 📖
В Евангелиях от Матфея и Марка есть поучение: "Не вливают молодого вина в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое". ("Мехи" или "бурдюки", сшитые из кожи с оставшимся на ней мехом, и поныне используются в некоторых местах для хранения и перевозки вина; под давлением газов недобродившего напитка они действительно могут прорваться.) В иносказательном смысле это выражение означает: новым идеям, осуществление прогрессивных замыслов бывает тесно в изживших себя формах общественного уклада, в границах старых инструкций, предписаний и т.п.
📖 Оцеживать комара. 📖
Согласно Евангелию от Матфея, Иисусу принадлежат слова: "Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие". Это сказано о тех, кто очень печется о том, чтобы прослыть совестливым, проявляя дотошную принципиальность в мелочах, и тем замаскировать бессовестность, присущую им в делах более значительных и небезвыгодных. Кроме использования этого выражения в истолкованном смысле, возможно и употребление его также в тех случаях, когда человек склонен копаться в мелочах, игнорируя главное.
📖 Выпить чашу до дна. 📖
Это выражение, часто с заменой первого слова на "испить", употребляется, когда хотят сказать о суровых испытаниях или бедах, которые обрушиваются на человека и которые он тем не менее готов вытерпеть во имя какой-либо цели или ради сохранения своих взглядов и принципов. Оно перефразировано из библейского текста, где сказано: "Воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил".
📖 Отойди от зла и сотвори благо. 📖
Библейское выражение, бывшее очень распространенным в обиходной речи в старой России, но теперь употребляемое редко, хотя диапазон применения его очень широк.
📖 Камни возопиют. 📖
Эти впечатляющие слова взяты из Евангелия от Луки. Издавна используются, когда говорят о чем-то ужасном, несправедливом, оскорбительном, бесчеловечном, требующем отмщения, возмездия.
📖 Камень преткновения. 📖
Тоже библейское выражение (из книги пророка Исайи). Использовалось оно и апостолом Павлом в его Послании римлянам. Этим словосочетанием мы пользуемся, когда встречается какое-нибудь препятствие для осуществления наших планов, неожиданное затруднение, помеха в делах.
📖 Не оставить камня на камне. 📖
Талантливый писательский образ, символизирующий полное разрушение. Взят у евангелистов Матфея и Марка. Используется в речи и литературе уже много веков во всем мире и не стареет.
📖 Яко тать в нощи. 📖
Тоже нестареющий, хотя и весьма древний, речевой оборот, произносимый на церковнославянском языке (в буквальном переводе — "как вор ночью"). Происхождением своим он обязан Первому посланию апостола Павла к фессалоникийцам. Ныне имеет шутливый оттенок. Означает скрытое приближение чего-то или кого-то, не сулящее ничего хорошего.