Иконы Господа Вседержителя вышитые бисером

Господь Вседержитель

Икона Господь Вседержитель имеет пару синонимичных названий: Спас Вседержитель и Пантократор. Спасителем Христа называют за спасение мира от первородного греха, который был совершен Адамом и Евой.

Вышивка бисером Господь Вседержитель
Вышивка бисером Господь Вседержитель
Вышитая бисером и жемчугом икона Господа Вседержителя
Вышитая бисером и жемчугом икона Господа Вседержителя

Господь искупил его своей кровью и страданиями. Слово Пантократор приравнено к слову Вседержитель (в переводе с греческого – Всесильный). На иконе Господь изображен с открытой книгой в левой руке и правой священной благословляющей десницей. Появилась она в древней Византии, приблизительно в IV-VI веках.

Именно так Христос изображен на древнейшей из икон, именуемой Христос Пантократор, которая сохранилась до настоящего времени и находится на полуострове Синай, в обители Святой Екатерины.

Особо старинная структура изображения – Спас на престоле. Господь восседает на троне, обязательно с подушкой. В ногах изображено подножие, а облачение обычно традиционное.

Икона Господь Вседержитель вышитая бисером
Икона Господь Вседержитель вышитая бисером
Икона Господь Пантократор вышитая бисером и янтарём
Икона Господь Пантократор вышитая бисером и янтарём

Престол – царский атрибут, восседая на нем, Иисус сотворит Страшный Суд. Особо старинная структура изображения – Спас на престоле. Господь восседает на троне, обязательно с подушкой. В ногах изображено подножие, а облачение обычно традиционное. Престол – царский атрибут, восседая на нем, Иисус сотворит Страшный Суд.

Это изображение встречается в древних римских катакомбах, но окончательная иконография лика сложилась только к Х веку, после окончания периода иконоборчества.

Православная церковь особо почитает этот образ. Но существуют разные описания иконы: Христос показан в полный рост, восседая на троне и изображение до грани пояса.

Православная церковь особо почитает этот образ. Но существуют разные описания иконы: Христос показан в полный рост, восседая на троне и изображение до грани пояса.

Икона Господа Вседержителя вышитая бисером и жемчугом
Икона Господа Вседержителя вышитая бисером и жемчугом
Вышитая бисером икона Господь Вседержитель
Вышитая бисером икона Господь Вседержитель

В руках Всевышнего Библия, «Книга Жизни», величайший из всех символов христианства, образ Нового Завета, который Христос подарил человечеству.

В Библии описан весь процесс Божьего мироздания и судьбы людей после Второго пришествия на грешную землю и Страшного Суда.

Святой апостол Иоанн говорит:

«Горе тем, чьего имени здесь нет, постигнет их возмездие Божье».
Поэтому лик Христа с книгой в руке считается держащим весь мир, то есть Господом Вседержителем, Творцом человеческих судеб. В очах Христа нет бликов и отражений. Он сам излучает теплый Божественный свет.

На образе Господь Вседержитель одновременно благословляет и указывает рукой на раскрытое Евангелие.

Икона Господа Вседержителя вышитая бисером и гранатами
Икона Господа Вседержителя вышитая бисером и гранатами
Вышитая бисером и перламутром икона Господь Вседержитель
Вышитая бисером и перламутром икона Господь Вседержитель

Тем самым Иисус указывает человечеству правильный путь ко спасению души.

Одна из разновидностей Спаса на престоле – «Мануилов Спас», икона создана кистью императора Мануила из Византии.

Она отличается особым жестом десницы, указывающей на строки раскрытого в левой руке Священного Писания, указывая на владычество Божией власти над светской. Согласно преданию, Мануил во время написания иконы повздорил со священником из Греции и велел наказать его.

Ночью императору приснился сон, в котором Господь дал приказ своим Ангелам наказать царственную особу, чтоб тот не вмешивался в церковные дела.

Образ Господа Вседержителя вышитый бисером и янтарём
Образ Господа Вседержителя бисером
Икона Спас Вседержитель вышитая бисером и янтарём
Икона Спас Вседержитель бисером

Проснувшись, Мануил обомлел: на его теле были свежие раны, а Спаситель на иконе поменял положение правой руки.

Она уже не благословляла, а указывала на евангельские строки. С того момента Мануил всегда ставил святое превыше царского. Второе название мануиловой иконы – Златая риза, получено оно за богатейший оклад первоначальной иконы, выполненный из золота.

Другая разновидность – «Спас в силах» - традиционная икона иконостаса в русских церквях. Христос восседает на престоле, а окружают Его силы небесные – красный ромб, знак священного пламени, помещен в синий круг – благодатное Царство Небесное, состоящее из ангелов, он вписан в красный прямоугольник – царство Божье на земле, а в углах расположены животные – прообразы евангелистов, проповедывающих о Боге в четырех концах света. На этой иконе показан Господь Вседержитель в момент Его Второго Пришествия.

Вышитая бисером икона Господь Вседержитель
Вышитая бисером икона Господь Вседержитель
Икона Господа Вседержителя вышитая бисером
Икона Господа Вседержителя вышитая бисером

Священный лик Христа предназначен для общения со Всевышним. Расположен он в церквях на Царских вратах, на храмовых куполах, в алтаре, на киоте, на облачениях священнослужителей и богослужебных книгах.

Икона, на которой Иисус Христос представлен как Господь Вседержитель и Спаситель душ человеческих, должна обязательно присутствовать в домашнем Красном углу на иконостасе каждой верующей во Христа семьи.

При возношении молитвословий ко Христу, христиане обращаются к образу самого совершенного человека из всех людей, к Сыну Божьему. Пред иконой со святым ликом просят заступничества, благословения, утешения и надежды, благодарят за милость и помощь.

По вере своей, каждый получает просимое. Икона Господа Вседержителя является неотделимой частью венчальной пары.

Образ Господа Вседержителя бисером
Образ Господа Вседержителя бисером
Вышивка бисером и камнями иконы Господа Вседержителя
Вышивка бисером и камнями иконы Господа Вседержителя

Ею отец и мать жениха, а в их отсутствие крестные или старшие члены семьи, благословляют сына, дают согласие перед Богом на вступление его в законный церковный брак.

Образ Христов используется как в одиночных иконах, так и в росписи стен храмов. Икона Вседержителя располагается в самом центре церковного иконостаса, как напоминание человечеству о том, кто есть в грешном мире истинный Царь и Судья. На центральном куполе православного храма образ занимает главное место.

Иконы Господа Вседержителя вышиты бисером с использованием трунцала, жемчуга, янтаря, канители, драгоценных и полудрагоценных камней. Лики написаны маслом на тонком холсте. Время на вышивку одной иконы примерно два месяца. Схемы и наборы для вышивания икон Господа Вседержителя не используются.

Комментарии ( 6 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
Moder

🙏 Спас в Силах 🙏

Икона «Спас в Силах» как образ Христа, помещенный в композиционном и смысловом центре деисусного (деисисного) ряда, встречается в иконостасах православных храмов еще с XVI в. Эта икона представляет Христа сидящим на небесном троне в просветленном образе Небесного Властителя. Важной особенностью иконы является то, что она воплощает сюжет о двойственной богочеловеческой сущности Иисуса. Это подчеркивается как расположением рук Спасителя, так и его облачением, которое часто пишется красным и синим цветами, соответствующими земной и небесной сферам, а также сиянием в виде сине-зеленого овала на фоне красной звезды с четырьмя лучами. Овал, символизирующий небесные силы, заполнен серафимами и херувимами — небесными существами, приближенными к Божеству. На лучах звезды, относящейся к земной сфере, видны символы четырех евангелистов.
В самом наименовании иконы — «Спас в Силах» содержится ее богословская концепция: финальная сцена истории человечества есть явление Спасителя в Силе и Славе во исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа» (Еф. 1:10).

Предположительно Гуслицкое письмо, 19 в. 51 х 41 см.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🙏 Спас Эммануил 🙏

Изображения Христа в юном возрасте наиболее характерны для икон Богородицы, где Божия Матерь держит на руках Младенца Иисуса. Однако в иконографии Спасителя существует отдельный тип — Спас Эммануил, воссоздающий образ Иисуса в возрасте двенадцати лет.
Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» (Лк. 2:42-50). Этот сюжет известен еще с VII в., однако, в отличие от икон, где Иисус представлен либо как взрослый мужчина, либо как Младенец на руках Своей Матери, подобные иконы с изображением Спасителя в двенадцатилетнем возрасте встречаются сравнительно редко.
В Книге Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, можно найти следующие строки: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил"» (Ис. 7:14). «Эммануил» переводится с иврита как «С нами Бог».

Старообрядческая школа, ок. 1900 г., 36x29 см.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🙏 Деисус 🙏

Деисус (от греч. derjois — «прошение», «моление») - композиция из трех священных образов: в центре — Спаса Вседержителя, слева — обращенной к Нему Богородицы, справа — Иоанна Предтечи. Все они представлены на иконе в традиционном жесте молитвенного заступничества. Встречается также группа отдельных икон с вариативным названием «деисис». Основное назначение этой иконы состоит в том, чтобы показать церковных святых как заступников, способных передать молитвы верующих Христу. Тот факт, что в роли заступников выступают именно Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча, связан с тем, что в православном мире они почитаются как образец женского и мужского «поведения», соразмерности женского и мужского природных начал в человеке.
Группа икон, имеющая в центре изображение Спасителя, составляет деисусный (деисисный) ряд иконостаса. В центре ряда расположена икона «Спас в Силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, предстает на фоне красного квадрата с вытянутыми концами, синего овала и красного ромба. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. По сторонам от этих икон — изображения архангелов Михаила и Гавриила, евангелистов, апостолов, святителей, великомучеников, преподобных. Общее количество иконописных изображений в деисусном ряде иконостаса зависит от размеров храма и богатства прихода данной церкви.
Последовательность расположения икон деисусного ряда церковного иконостаса часто воспроизводится и в домашних красных углах — от наиболее простого варианта с Божией Матерью и Иоанном Предтечей до расширенных иконостасов, где множество святых выступают заступниками верующих перед Господом нашим Иисусом Христом.
В силу того что икона «Спас в Силах» является центральной и самой большой в церковном иконостасе, со временем остальные деисусы стали воспроизводиться на отдельных досках. Так что при атрибуции икон Пресвятой Богородицы (в полный рост без Младенца) или подобного изображения Иоанна Предтечи в молитвенной позе можно смело предположить, что эти иконы были частью деисусного ряда иконостаса какого-либо храма. Со временем раздельное изображение священных образов распространилось и на иконы, представленные в домашних иконостасах православных верующих.

Ветковская школа, XIX в., 58 х 45 см
img
Ответить
Поделиться
Moder

🙏 Предания о царе Абгаре и Плате Вероники 🙏

Самая ранняя версия Предания о правителе Эдессы Абгаре и о ткани с отпечатком лика Иисуса известна в изложении историка церкви Евсевия Кесарийского (ок. 260-339). В своем труде «Церковная история» (Historia Ecclesiastica) он упоминает о переписке между царем Абгаром и Иисусом. По версии Евсевия, царь Абгар, прослышав о чудесных способностях Христа, посылает гонца в Иерусалим. Абгар болен проказой и просит Иисуса приехать в Эдессу и исцелить его. Христос отправляет гонца обратно с письмом к королю, в котором изъясняет последнему, что Он Сам сначала должен завершить Свои деяния в Иерусалиме, но что после Своего Воскресения Он пошлет в Эдессу одного из учеников, и этот посланец принесет Абгару исцеление.
Описанная Евсевием переписка упоминается вновь во второй половине IV в. в сирийской рукописи, известной как «Доктрина Аддаи». Анонимный автор пишет, что в своем труде он опирается на рукописные документы о принятии христианства в Эдессе, найденные им в сирийских архивах. Среди прочих бумаг им называется и переписка между царем Абгаром и Иисусом. При этом автор добавляет важную подробность — к королю прибыл один из проповедников христианства с плащаницей, где отпечатался лик Спасителя. В течение последующих веков мифы об этом изображении Христа получают дальнейшее развитие. Во второй половине VII в. епископ Эдесский пишет, что изображение Иисуса появилось чудесным образом и было «нерукотворным».

🙏 Западный вариант истории Предания 🙏

В западном искусствоведении встречается легенда о «плате Вероники», которую часто отождествляют с возникновением особого типа изображения Христа, получившего название «Спас Нерукотворный». В своей первоначальной версии этот сюжет известен из рукописи IXв. Сига Sanitatis Tiberii, повествующей о том, как смертельно больной римский император Тиберий (42 г. до н.э. 37 г.) послал гонца за Иисусом, чтобы получить от Него исцеление. Однако когда гонец прибыл в Иерусалим, Христу уже был вынесен смертный приговор. У одной благочестивой женщины по имени Вероника на льняной ткани оказалось изображение Спасителя. Когда эту ткань с запечатленным на ней ликом Христа привезли Тиберию, mom исцелился. Эта история получила дальнейшее развитие уже в Средние века.
В начале XIV в. возникли многочисленные свидетельства того, что изображение лика Спасителя появилось в тот момент, когда сопровождавшая Христа на Голгофу Вероника, сострадая, подала Иисусу лоскут материи, чтобы Он смог обтереть Свое лицо от пота и крови, и на ткани запечатлелся нерукотворно Его лик. Эта легенда получила широчайшее распространение в период Позднего Средневековья. Реликвия стала объектом паломничества, ей посвящались особые молитвы, с «плата Вероники» создавались бесчисленные списки.


Со временем католические сюжеты начали оказывать влияние на русские иконописные школы. Так. легенда о Веронике, подавшей плат Христу на Его Крестном Пути, восходит к католической традиции. и на челе Спасителя русские мастера изображали терновый венец. Венец присутствует и на этой иконе «Спас Нерукотворный».
Фряжское письмо, конец XIX в., 32 х 27 см.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🙏 Спас на престоле 🙏

Другой наиболее распространенный образ Спасителя — это «Спас на престоле», икона, относящаяся к иконографическому типу Спаса Вседержителя (Пантократора). На подобных иконах Христос изображен в полный рост, сидящим на престоле. Здесь Спаситель представлен уже не как Создатель всего сущего, а как его Судия. В иконографии Христа встречаются и более поздние варианты, на которых Он показан с короной на голове, в царских одеждах и с царскими регалиями в руках. Однако на старейшей иконе этого типа (Новгород, XIII в.) Христос предстает в традиционном одеянии — красном хитоне и синем гиматии.
Еще одним иконографическим типом в изображении Иисуса Христа является Спас Великий Архиерей. Первоначально этот тип изображения возник в Греции в ХИ-ХШ вв. и уже оттуда пришел на Русь. В отечественном иконописном искусстве данный сюжет показывает Спасителя в архиерейском облачении, т.е. развивает Его образ новозаветного первосвященника, приносящего в жертву Самого Себя.
img
Ответить
Поделиться
Т

🙏 Вехи жизни Христа на Земле 🙏
Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме, по наитию Духа Святого от Пресвятой Девы Марии в 754 (по другим данным — в 749) году от основания Рима. Обручника Марии — назаретского плотника Иосифа Архангел Гавриил предупредил о Рождении Предвечного Младенца еще задолго до этого События, повелев назвать его Иисусом (т.е. Спасителем). Иосиф, как и Мария, происходили из царского рода Давидова, обедневшего и почти забытого. Отрок Иисус рос в нужде, смиренно терпя все горести, выпадавшие на долю бедных семей. От сверстников отличался мудростью не по летам, чистотой души, необыкновенной добротой и справедливостью.
Иисусу было 12 лет, когда Пресвятая Мария и Иосиф впервые взяли Его с собой в Иерусалим на празднование Пасхи. По окончании праздника пришла пора возвращаться в Назарет, но Иисуса нигде не могли найти. Полагая, что Он идет с кем-либо из близких, Матерь Божия вначале не очень обеспокоилась. Однако и среди возвращающихся земляков Иисуса не оказалось. Иосиф и Мария решили вернуться в Иерусалим и после долгих поисков нашли Иисуса в храме беседующим с учителями. Он слушал, речи иудейских законников, задавал им вопросы, приводя всех в изумление мудростью суждений Своих. На сетования Марии и Иосифа Он отвечал: "Зачем вы искали Меня? Разве вы не знаете, что Я должен обращаться в том, что принадлежит Отцу Моему?" В этих словах юного отрока прозвучала решимость Его исполнить волю Отца Небесного, хотя они были непонятны услышавшим их.
Юные годы Иисуса протекали в труде и заботах. Матерь Его была замечательной рукодельницей. Сам Он помогал престарелому Иосифу в его плотницком ремесле, и все же семья не могла выбиться из нужды.
Меж тем приблизился заповедный срок начать общественное служение и исполнить волю Бога-Отца, к чему готовил Себя Иисус. К этому же готовил себя и Его двоюродный брат Иоанн, родителям которого — Захарии и Елизавете было предсказано, что у них родится сын, будущий предвестник явления Господа Иисуса Христа. Перед началом своей миссии 30-летний Иоанн (а он был всего на несколько месяцев старше Иисуса) провел много времени в подвижнических скитаниях по пустыне. О сроке начала проповеди ему было возвещено Свыше.
На берегу Иордана вокруг Иоанна Предтечи собирались толпы народа, внимательно слушавшие его, но не каждый спешил покаяться в грехах и принять крещение в водах реки. И вдруг перед ними явился Тот, о Ком проповедовал Предтеча, и попросил его о крещении. Свершилось чудо, потрясшее присутствующих: едва окрещенный Иисус вышел из воды, как Дух Святой в виде голубя спустился на Него, и все услышали глас небесный: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в нем Мое благоволение".
После этого Иисус удалился в пустыню, где, находясь в одиночестве, постился 40 дней, молился и обдумывал Свои очередные дела. Дьявол несколько раз подступал к Нему, изголодавшемуся и утомленному, с различными искушениями, но был посрамлен и отвергнут.
Из пустыни путь Иисуса пролег в Вифанию, где весть о Нем уже распространилась благодаря проповедям Иоанна Предтечи. Здесь Он обрел своих первых учеников — Андрея, Иоанна, Петра, Филиппа, Нафанаила. В Своих беседах с ними Христос обрисовал, каким должен быть святой апостол. Это должен быть человек, "смиренно мудрствующий о себе", скорбящий о своей греховности, желающий примириться с Милостивым Богом, чистый сердцем и миротворец. Когда в Кане Галилейской Христос на свадьбе бедняка превратил воду в отличное вино, это было началом беспримерных чудес, исходивших от Него. По дороге в Иерусалим, куда все направлялись на праздник Пасхи, Он совершил множество исцелений. Тысячные толпы народа следовали за Ним и Его учениками, жадно ловя каждое слово Спасителя.
После Пасхи Христос созвал апостолов, дал им необходимое наставление и разослал их проповедовать о наступлении царства Божия. Сам Он тоже проповедовал Свое учение, переходя из города в город, из селения в селение. Из этих проповедей люДи узнавали о Нем как об Искупителе падшего человечества, предсказанном ветхозаветными пророками.
Иоанн Предтеча тоже вел свою проповедь и был окружен учениками. Указывая на Иисуса Христа, он говорил им: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".
Как свидетельствует евангелист Иоанн, Иисус Христос открыл Свое Божественное происхождение одному из фарисеев — старцу Никодиму и обратил его к вере. На вопрос же иудеев: "Кто Ты?" Он ответил: "От начала Сущий". (Так Создатель отвечал и Моисею из пламени "неопалимой купины".) Но Христос также называл Себя и Сыном Человеческим, что говорит о двух природах и двух волях во Христе, и недаром православная церковь именует Его иногда "Богочеловеком".
Слава об Иисусе Христе распространялась по всей Палестине. Число учеников, желавших следовать за Ним и быть достойными апостольской святости, множилось. Их веру Спаситель укреплял творимыми Им чудесами. О многих подобных свершениях читателям наверняка известно. Это и усмирение бурь, и хождение по водам, "яко по суху", и напитание тысяч страждущих в пустыне всего лишь пятью хлебами, и воскрешение мертвых... Но разве не великим чудом был миротворческий подвиг Христа в Самарии?
Самаряне и евреи более 500 лет враждовали между собой, избегая всякого общения. Неудивительно, что самарянка, пришедшая с кувшином к колодцу, отказалась напоить Иисуса, Которому нечем было зачерпнуть воды. Но когда Иисус, читавший в сердцах людей, рассказал ей о ее жизни, она побежала в город рассказать о случившемся. Два дня самаряне не отпускали от себя Спасителя, и многие уверовали в Него.
Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа продолжалось более трех лет (от конца 779 г. до марта или апреля 783 г. от основания Рима). Первосвященники, книжники и фарисеи не могли примириться с Его учением. Царь же Ирод, заключивший в темницу и затем казнивший Иоанна Предтечу, распускал слухи, будто ученики Иисуса подстрекают народ к бунту. Властители тогдашних государств Палестины, находившейся под римским владычеством, которые погрязли в пороках и привыкли творить произвол, не знали иного способа борьбы с учением Христа, как убийство Иисуса. И Он, вне сомнения, знал это, не раз говорил о Своей скорой кончине как человека Своим ученикам.
Ученики как зеницу ока оберегали Учителя, о перемещениях Которого соглядатаи докладывали властям. Иисус не прятался, не скрывался, а шел к предначертанному Ему, поражая этим Своих защитников. За шесть дней до Пасхи (1 апреля 783 г. от основания Рима) Христос открыто и торжественно въехал (на ослике) в Иерусалим, обиталище Его злейших недругов из властной верхушки. Народ израилев встречал Его с восхищением. Христос изгнал из храма торговцев и меновщиков и по целым дням учил здесь заблудшее стадо.
В среду (4 апреля 783 г.) один из Его учеников — Иуда Искариот предложил членам синедриона свою помощь в аресте Христа за немалую в ту пору сумму денег, и те с радостью согласились.
В четверг (5 апреля) ученики Иисуса Петр и Иоанн приготовили для Него горницу в Иерусалиме, где Он желал совершить Пасху со Своими апостолами. Явившись сюда вечером, Учитель показал Своим ученикам величайший образец смирения, омыв каждому из них ноги (это у евреев всегда делали слуги). Здесь же, на пасхальном пиру, Иисус объявил о предателе, не называя имени. Один за другим подходили к Нему ученики с вопросом: "Не я ли, Господи?" — и не получали ответа. Лишь на вопрос Иуды прозвучало: "Ты сказал", — и этот намек мог понять только сам предатель, смутившийся и вскоре скрывшийся незаметно.
Пасха, начавшаяся ветхозаветным обрядом, была продолжена Христом установлением новозаветного таинства — евхаристии. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: "Примите, ядите: сие есть тело Мое, которое за вас предается". Затем, приняв чашу и благодарив, подал им и сказал: "Пейте из нея, ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов".
До полуночи Христос беседовал с учениками, а позже отправился с Петром, Иаковом и Иоанном в загородный Гефсиманский сад, где молился "до кровавого пота" Отцу Своему о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий.
В это время в сад ворвалась громадная толпа вооруженных врагов Христа, искавших Его. Меж ними был и Иуда Искариот, условившийся, что покажет им, Кого надо схватить, исполнив апостольский обычай (приветствовать Учителя поцелуем). Ученики готовы были защищать преданного таким образом Иисуса, но Он остановил их.
Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, плененного Христа отвели во дворец первосвященника Анны (Анана). Отсюда Он был доставлен к Каиафе на суд. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, никто не мог указать на преступление, за которое следовала смертная казнь. Тем не менее такой приговор был вынесен, и первосвященник Каиафа отправился к римскому прокуратору Понтию Пилату за его утверждением.
Как мы уже знаем, Пилат колебался. Тогда иудеи стали угрожать ему доносом на него в Рим, собрали у его дома крикливую толпу и буквально выжимали из прокуратора нужное им решение.
По обычаю "народ" (подстрекаемая толпа) мог истребовать у прокуратора помилование одного из осужденных (а вместе с Христом судили и разбойников). Но подученная толпа орала: "Отдай нам Варавву!", — предпочтя даровать жизнь душегубу и распять Спасителя.
Все это свершилось в течение суток. И вот 6 апреля, около полудня, римские воины повели истерзанного и поруганного Христа на Голгофу — гору, бывшую традиционным местом распятий. Христос спокойно принял эти муки и молился за своих мучителей. И вдруг в полдень померкло солнце и сумерки на целых три часа легли над землей. В храме иерусалимском надвое разодралась завеса. Потряслась земля, и камни строений расселись. Последние слова Христа перед кончиной: "Свершилось! Отче Мой, в руки Твои передаю дух Мой!"
Увидя, какие страшные знамения сопровождали кончину Иисуса, римский сотник, жесткосердный палач и закоренелый язычник, воскликнул: "Воистину Он был Сын Божий!" Имя этого центуриона было Гай Кассий Лонгин. Он причислен к лику святых (память — 29.10). И не только потому, что по Воскресении Христа уверовал в Него, был окрещен апостолами и проповедовал Евангелие в своей родной Каппадокии, приняв за это мученическую смерть. Дело еще вот в чем. Враги Иисуса, шнырявшие вокруг распятия, вознамерились перебить Ему ноги, чтобы усилить мучения. Этот акт противоречил бы древним пророчествам, согласно которым кости Мессии не могли быть сломаны. Центурион предупредил намерение злодеев, ударив Христа в грудь своим копьем, чем сократил страдания Спасителя на кресте.
О том, какие меры были приняты, чтобы тело Христа не было украдено Его учениками, уже рассказано. В воскресенье (8 апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых (к этому событию мы еще вернемся).
"Радуйтесь!" — этим словом приветствовал Он учеников, появившись перед ними, и это была несказанная радость. Еще 40 дней до Его Вознесения они имели счастье видеть Его, осязать, вкушать с Ним за трапезой и слушать Его беседы. "Аз есмь пастырь добрый", — говорил Он им, наставляя на пастырское общественное служение и являя образец для подражания.
Как видно из Священного Писания, апостолы занимали среди членов христианской церкви совершенно особенное положение (назначали епископов, диаконов и т.д.), и это первенство они отнюдь не сами присвоили себе. "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас", — говорил им Христос, согласно Евангелию от Иоанна. А у Матфея сказано о повелении Спасителя апостолам "идти в мир весь, проповедовать Евангелие всей твари, научить все языки". "И се Аз с вами есмь до скончания века" — так звучит на церковнославянском благословение Христа Своим ученикам.
При чтении Евангелия нельзя не заметить некоторых перемен в Спасителе после Его Воскресения. Если прежде Он, бывало, не прикасался к пище и на недоумение учеников отвечал, что у Него есть пища, о которой им неизвестно: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его", — то теперь Он сам просит поесть, чтобы доказать им, что Он не видение, а состоит из плоти и крови, как и они. Теперь Ему не нужно, чтобы они постоянно следовали за ним. Он то появляется внезапно и в разных местах, то исчезает (становится невидимым). Но вместе с тем творит для них чудеса Своего могущества.
Последнее его появление перед многолюдным стечением Его последователей (более 500 человек) состоялось в Галилее, на горе, где Господь дал распространителям христианской веры Свое напутствие.
Вознесение же Иисуса Христа свершилось на горе Елеонской (или Масличной), что к востоку от Иерусалима и отделена от него протоком Кедроном. С этой горой связаны многие эпизоды Его земной жизни. С нее Он вступил в Иерусалим, на ней Он плакал об этом несчастном городе, здесь провел последнюю ночь перед тем, как был предан. Перед тем как покинуть Землю на глазах ближайших своих апостолов, Господь повелел им не отлучаться из Иерусалима, где на них вскоре сойдет Дух Святой. В память о священном событии на Елеонской горе воздвигнут русский храм Вознесения Господня...
Несколько слов о судьбе людей, причастных к величайшей мировой трагедии. Каиафа вскоре потерял то, чем дорожил больше всего на свете, — власть первосвященника. Пилат, надеявшийся своей уступчивостью в решении участи Христа примириться со своими врагами в синедрионе, обманулся в своих ожиданиях (донос на него императору был все-таки написан) и кончил плохо: по одним данным — совершил самоубийство, по другим — был смещен и сослан, по третьим — казнен по приказу Калигулы. Иуда же Искариот метался, как затравленный зверь. Когда в синедрионе ему не удалось официально возвратить злосчастные "тридцать сребреников", он бросил деньги под ноги первосвященника, кинулся прочь и удавился на первом попавшемся дереве. Разумеется, во всех этих событиях не следует видеть проявление кары Господней. Эти люди стали жертвами собственных духовных и нравственных противоречий, дав опутать себя темным силам, никогда не дремлющим на земле.
Иной путь выбрала для себя жена Пилата, по имени Прокла, заступница за Христа (о чем читатель знает из предыдущей главы). Праведная женщина уверовала в Него, крестилась и до конца дней вела благочестивую жизнь. Церковь причислила ее к лику святых. (Память — 9.11.)
Недолгая жизнь Иисуса Христа среди людей, Его учение, донесенное до всего мира Священным Писанием, являют собой для всех нас, верующих и неверующих, высочайший нравственный идеал, уже одно стремление к которому обещает спасение и бессмертие души. В этом отношении бесценной по мудрости и красноречию считается знаменитая Нагорная проповедь, произнесенная Христом на горе Курн-Хаттин. Это беседа о "блаженствах", выражающая сущность новозаветного закона в его отличие от ветхозаветного. На смену эгоистическим, низким и антигуманным понятиям (вроде того, что споткнувшегося и готового упасть не грех и подтолкнуть, что в жизни надо руководствоваться принципом: "око за око, зуб за зуб") пришли новые нравственные нормы: возлюбить ближнего, как самого себя, не противиться злу насилием и т.д. Среди многих содержащихся в Нагорной проповеди прекрасных поучений наиболее популярными стали приводимые здесь на церковнославянском.

10 ЗАПОВЕДЕЙ БОЖЬИХ

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли, низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Ответить
Поделиться