Чудотворные иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви
Чудотворные иконы Божией Матери в России
Уже полторы тысячи лет, со времен Третьего Вселенского собора, Церковь исследует и собирает свидетельства о жизни земной Пресвятой Богородицы.
Сведения о жизни земной Пресвятой Девы, о Которой так мало написано в Евангелии, хранили сперва Ее самые близкие люди — апостолы, которым Она, по-видимому, Сама рассказывала о многих подробностях детства Своего Божественного Сына и о Своей жизни.
Апостолы передали эти рассказы другим христианам, и так они хранились и передавались из уст в уста сотни лет. Их запись началась, видимо, в третьем или четвертом веке, во времена, уже довольно отдаленные от описываемых событий, и в этих преданиях, как писал профессор А. В. Горский, «к истине примешивались вымыслы, иногда даже нелепые, и вообще разноречивые».
Потребовались века, чтобы отцы Церкви очистили эти предания, а древние историки Сократ, Евсевий, Евагрий, Созомен дополнили точными сведениями.
Епархии
- Архангельская и Холмогорская
- Астраханская и Енотаевская
- Барнаульская и Алтайская
- Белгородская и Старооскольская
- Благовещенская и Тындинская
- Брянская и Севская
- Владивостокская и Приморская
- Владимирская и Суздальская
- Волгоградская и Камышинская
- Вологодская и Великоустюжская
- Воронежская и Борисоглебская
- Вятская и Слободская
- Донецкая и Мариупольская
- Екатеринбургская и Верхотурская
- Екатеринодарская и Кубанская
- Иваново-Вознесенская и Кинешемская
- Ижевская и Удмуртская
- Йошкар-Олинская и Марийская
- Казанская и Татарстанская
- Калужская и Боровская
- Кемеровская и Новокузнецкая
- Костромская и Галичская
- Красноярская и Енисейская
- Курганская и Шадринская
- Курская и Рыльская
- Липецкая и Елецкая
- Москва
- Московская епархия
- Нижегородская и Арзамасская
- Новгородская и Старорусская
- Новосибирская и Бердская
- Оренбургская и Бузулукская
- Орловская и Ливенская
- Пензенская и Кузнецкая
- Пермская и Соликамская
- Петрозаводская и Карельская
- Псковская и Великолукская
- Ростовская и Новочеркасская
- Рязанская и Касимовская
- Самарская и Сызранская
- Санкт-Петербургская и Ладожская
- Симбирская и Мелекесская
- Смоленская и Вяземская
- Симферопольская и Крымская
- Ставропольская и Владикавказская
- Сыктывкарская и Воркутинская
- Тамбовская и Мичуринская
- Тверская и Кашинская
- Тобольская и Тюменская
- Тульская и Белевская
- Уфимская и Стерлитамакская
- Чебоксарская и Чувашская
- Читинская и Забайкальская
- Ярославская и Ростовская
Много сведений о жизни земной Божьей Матери сохранилось в так называемых апокрифических евангелиях. Церковь не признает их источником вероучения, но признает ряд сюжетов, в которых описывается земная жизнь Божьей Матери. Эти сюжеты использованы и в трудах отцов Церкви, и в богослужебных текстах, и в иконографии.
Летопись явлений Божией Матери, Ее икон и чудес с I по XX век
После Успения Богородицы Ее почитание началось в Палестине - именно там сберегались христианами предания о земной жизни Пресвятой Девы, благоговейно хранились святыни, о которых упоминают первые христианские паломники на Святую землю: священный убрус, сотканный Девой Марией, на котором был изображен Спаситель с двенадцатью апостолами, «ладанка и корзина Святой Марии», «кресло (cathedra), в котором Она сидела, когда к ней явился ангел Гавриил», гроб в базилике Марии в Иосафатовой долине, «о котором говорят, что Она взята была из него на небо», «пояс Ее и повязка, которой Она пользовалась для головы».
Там же хранились и первые иконы, которые евангелист Лука написал во время Ее земной жизни — одни вместе с Предвечным Младенцем (среди них — впоследствии названные Владимирская, «Одигитрия», Киккская, «Мелиотисса»), другие — без Него (Филермская, «Махериотисса»).
Вместе с расширением пределов Церкви распространялась и слава Богородицы. Уже в I веке был построен храм, посвященный Божией Матери, в Лидде, во II — в Александрии.
Икона Божией Матери Новодворская
Икона Божией Матери Холмская
Икона Божией Матери Козельщанская
Икона Богоматери Черниговская
Икона Божией Матери Успения
Матушка Варвара приехала в Почаев из города Чкалова (ныне снова Оренбург). Она могла ходить только с двумя костылями, и при ней всегда была спутница, инокиня Мария. Сестры побывали и в Свято-Духовском скиту, в двух километрах от лавры. После того, как матушка Варвара приложилась к чудотворному списку Почаевской иконы Божией Матери, который находился в скиту, она почувствовала, что может стоять и даже ходить без костылей.
Это исцеление было удостоверено подписями наместника Свято-Духовского скита иеромонаха Алфея (Романюка), иеросхимонаха Николая (Гаврика), который присутствовал при самом исцелении, а также самой монахиней Варварой и инокиней Марией.
Икона Божией Матери Почаевская
Все годы гонений чудотворная Казанская Жадовская икона Божией Матери тайно хранилась сперва Сергеем Алексеевичем Архаровым, а после его ареста — Николаем Алексеевичем Ираклионовым, бухгалтером на лесопильном заводе в поселке Барышского мясокомбината.
Икона Божией Матери Жадовская
Икона Божией Матери Балыкинская
Икона Богородицы Филермская
Икона Божией Матери Курская-Коренная
С тех пор Табынская икона Божией Матери находилась в казачьем отряде, и во время исхода из России казаки увезли святыню. У берегов Амура, под Благовещенском, Табынская икона остановилась, и ничто не могло ее сдвинуть с последнего русского берега.
Над иконой построили часовню из камыша, объявили пост, и три дня архиепископ Оренбургский Мефодий, архиепископ Томский Мелетий и епископ Камчатский Нестор со многими священниками слезно просили Божию Матерь о милости. Через три дня Табынская икона вместе с отступавшими русскими войсками двинулась через границу в Китай. В дневнике атамана Дутова есть запись: «...вынесли только оружие, патроны и икону».
Икона Богоматери Табынская
Божия Матерь явилась над речным источником Марие-Магдалинского монастыря, на том месте, где коммунары 27 июня 1918 года зверски убили монастырского священнослужителя Григория Никольского — его схватили во время Божественной литургии, вытащили к реке и со смехом и кощунственными словами: «Причащается раб Божий...» — выстрелили в рот...
Стоящая на облаке Царица небесная в царской короне, в мантии с архиерейскими скрижалями, держала в своих руках хартию со словами утешения и надежды: «Никтоже притекаяй ко Мне посрамлен отходит».
По благословению митрополита Антония (Храповицкого), который в те годы принял управление Кубанской епархией, это видение было запечатлено на иконе монахиней Иоасафой.
Икона получила наименование «Державная игумения». На главе Пречистой изображена царская корона: не прошло еще и двух месяцев, как в Екатеринбурге была расстреляна Царская семья.
Икона Божией Матери Державная игумения
Евдокия не поняла, о чем ей говорили во сне, но, по ее словам, «после этого я все время чувствовала сильное беспокойство, стала обращаться к Самой Владычице, прося место указать, где Ее святая икона находится».
Последовал второй, а затем и третий сон. 26 февраля, в понедельник на 3-й неделе Великого поста, Евдокии Андриановой приснилась высокая белая церковь в Коломенском, в которой величественно восседала Дева. Ее лика Евдокия не видела, но сердцем чувствовала, что это Пресвятая Богородица.
Икона Божией Матери Албазинская
Икона Божией Матери Неугасимая Свеча
Икона Божией Матери В скорбех и печалех Утешение
Икона Божией Матери Избавительница
Икона Божией Матери Албазинская
Икона Божией Матери Холмская
Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская
День 19 ноября, в воспоминание этого чуда, стал в Русской Церкви днем празднования в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
Икона Божьей Матери В скорбех и печалех Утешение
Икона Божией Матери Табынская
Накануне праздника Покрова Богородицы жители Одессы собрались на северной стороне соборной площади (которая была менее опасна при бомбардировке), и владыка с духовенством совершил молебное пение, прочитал покаянный канон, а затем осенил Касперовской иконой Божией Матери все четыре стороны города.
И 1 октября, на Покров, случилось нежданное — на город, на прибрежные берега, на воды залива опустился невиданный туман, такой густой, что корабли потеряли ориентацию...
В память об этом знамении Пресвятой Богородицы было положено «в поучение своему потомству сделать событие сие незабвенным, а день 1 октября считать праздником священнейшим».
Икона Божией Матери Касперовская
Приехав в Усмань 14 мая 1854 года, Мавра пришла в храм, но там никто не знал о Корсунской иконе Божией Матери. Лишь после долгих поисков благочестивый старец Филипп Корякин обнаружил эту икону — она стояла в проеме окна. Настоятель разрешил Мавре увезти образ в Воронеж, и вскоре ее дочь по молитвам к Божией Матери пред этой иконой родила дочку.
Икона Божией Матери Корсунская
Обстрел города начался в Великую Субботу и продолжился даже в пасхальную ночь. Одно из ядер упало чуть ли не под ноги святителю Иннокентию, обходившему Преображенский собор с плащаницей Спасителя. Во время пасхальной литургии не прекращался гром орудий, от взрыва пороховых складов на одной из батарей дрогнуло здание собора, посыпались стекла из окон купола, по храму пошел гул. Но святитель был спокоен, продолжил священнодействие, а после службы сказал: «Вы знаете, что после Великой Субботы всегда бывает светлый день Воскресения. Верьте же, что и для нас скоро настанет воскресение после этих мимолетных ужасов...»
И пророческие слова сбылись — на третий день Светлой седмицы неприятельский флот внезапно, без каких-либо видимых причин, прекратил бомбардировку и покинул воды Одесского залива.
Во время ночных молитв Бонческул стал замечать у самых глаз Царицы небесной какое-то мгновенное, но беспрестанное мелькание как бы молнии. Это продолжалось более четырех недель, до приезда его духовного отца и наставника, Рязанской епархии строителя Спасо-Пронского монастыря Феодосия. Когда он приехал, господин Бонческул указал ему блеск или лак, покрывший икону, и тогда же, рассмотрев внимательнее прежнего, заметил на иконе капли, в виде дождевых, которые покрывали всю икону, выступив на ее поверхности... Увидев это необыкновенное истечение елея, он позвал свою дочь и поручил ей снять одну каплю рукой. Когда же она сняла и помазала свой лоб, то почувствовала маслянистость и услыхала благоухание, и тогда же, сняв другую каплю, помазала лоб господину Бонческулу».
Вскоре Божия Матерь даровала новые чудеса в сказании засвидетельствованы еще шесть исцелений, явленных после помазания елеем и маслом из лампады, горящей пред иконой.
После передачи иконы в церковь святителя Николая Чудотворца в Хамовниках мироточение не прекратилось: «Когда была брата икона от господина Бонческула в храм Божий, то елей покрывал всю верхнюю часть иконы каплями разнообразной величины, но на другой день оказалось, что капли эти сделались сухи, в виде бугорков, уподобляющихся сухому ладану. По прошествии же пяти суток, то есть 5 июня, после вечерни, господин Бонческул, подойдя к иконе помолиться, заметил опять истекший елей, который, несмотря на ежедневное снимание его на вату священствующим лицом, не перестает в своем благодатном истечении».
Сразу же после внесения иконы в храм «последовали исцеления от елея, снимаемого с иконы, и масла, взятого из лампады, пред иконой "Споручница грешных" теплющейся», и в сказании приводятся свидетельства о почти семидесяти исцелениях, с указанием болезни, имени и места жительства исцелившихся.
Икона Богоматери Споручница грешных
В июле того же года Божия Матерь явила первое чудо — после молебна пред этой Ее иконой исцелилась купчиха Софья Николаевна Щербакова. Затем последовали исцеления и самого хранителя иконы (маслом из теплившейся пред иконой лампады он помазал больную руку, на мгновение показалось, что по руке пробежал огонь, а затем боль стала стихать и вскоре совсем прекратилась), его дочери и ее горничной, заболевших страшной в те годы болезнью — холерой (они выздоровели, когда их обтерли маслом из лампады от иконы и дали выпить по чайной ложке этого масла)...
Икона Божьей Матери Споручница грешных
Икона Божией Матери Споручница грешных
Икона Божией Матери Ярославская Печерская
Народное предание сохранило слова императора Александра I, воскликнувшего: «Матерь Божия! Спаси мой дом!»
В одно мгновение ветер, несший пламя на церковь и соседние здания, переменил направление, стал стихать, и пожар совсем прекратился.
Икона Божией Матери Царскосельская
Икона Божией Матери Свенская
Икона Божией Матери Филермская
Икона Божией Матери Взыграние Угрешская
Леньковская икона получила и второе наименование — «Спасительница утопающих» — со времени обретения святыни несчастья на реке прекратились.
Икона Божией Матери Спасительница утопающих
Обрадованная Агафья Мошнина, мать преподобного, вынесла больного сына, поднесла под осенение, приложила к иконе Божией Матери — и Божия Матерь исцелила Своего угодника.
Икона Божией Матери Знамение Курская-Коренная
Когда слух о явлении чудотворной иконы дошел до преосвященного Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского, он 19 октября благословил доставить икону в Вологду и расследовать чудеса. Допросы свидетелей происходили в соборной церкви, в присутствии всего соборного клира.
В 1766, 1767 и 1768 годах было расследовано 60 чудес, явленных Божией Матерью, и все они признаны достоверными.
Икона Божией Матери Песчанская
Икона Божией Матери Казанская Табынская
Икона — свернутый холст, на котором изображена Пресвятая Богородица, читающая книгу, — была найдена двумя дворовыми девушками, посланными прибраться на чердаке. Когда одна из девушек — Евдокия — плюнула на икону, она «была поражена невидимой силою: руки и ноги ее скорчились, язык онемел, глаза помутились, и она упала без чувств»...
Девушку с трудом спустили с чердака, а ночью ее родителям явилась Сама Божия Матерь, которая сказала, что Евдокия оскорбила Ее образ, и велела совершить утром молебен и окропить болящую святой водой.
Так было явлено первое чудо — Евдокия, придя в себя и принеся покаяние, выздоровела, а к найденной иконе начали относиться как к великой святыне.
Калужская икона Божией Матери
Ночью Владычица явилась Елизавете Богдановне во сне и сказала, что она вскоре умрет, а перед смертью должна раздать все свое имение по храмам и нуждающимся. Когда больная, вспомнив о детях, заплакала, Божия Матерь обещала, что Сама будет их Покровительницей.
После кончины Елизаветы Богдановны об этом видении узнала императрица Елизавета Петровна и по ее велению сироты были взяты для воспитания к императорскому двору (когда пришло время, императрица выдала сестер замуж: одну — за графа Панина, а другую — за графа Чернышева).
Икона Божьей Матери Ахтырская
Ахтырская икона Божией Матери
Горбаневская икона Божией Матери
Ксенофская икона Божией Матери
Балыкинская икона Божией Матери
Икона Божией Матери Балыкинская
В память избавления от опасности во время Русско-турецкой войны, когда на реке Прут русские войска были окружены превосходящей турецкой армией, царь Петр выстроил возле дворца сестры храм Воскресения Христова, где и стала пребывать петербургская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Икона Божией Матери Всех скорбящих радость
Икона Божией Матери Верхнетагильская
Икона Божией Матери Балыкинская
И действительно, по милости Божией и по предстательству Царицы небесной Тихону было даровано исцеление (икона прославилась с наименованием Жадовской).
Икона Божией Матери Жадовская
Эта икона, древний список Ченстоховской иконы Божией Матери, была принесена на Украину еще до татарского нашествия из-за Днепра, из так называемой Чермной (юго-западной) Руси. Со всех сел и городов Слобожанщины (тогдашнее название современной Харьковской и части Сумской, Донецкой, Луганской, Белгородской, Курской и Воронежских областей) сходились верующие поклониться этой иконе.
Икона Божией Матери Озерянская
Икона Божией Матери Рудненская
Икона Божией Матери Елецкая-Черниговская
Икона Божией Матери Московская Иверская
Икона Божией Матери Изборская
Святыню — небольшой темно-красный овальный камень, на котором вырезано рельефное изображение Пресвятой Богородицы и Богомладенца, — обрели на ветвях грушевого дерева пастухи из села Лесны (Вельский уезд Гродненской губернии). Через некоторое время латиняне насильно отняли икону у православных и перенесли ее в новопостроенный костел в селе Лесна.
Икона Божией Матери Леснинская
Икона Божией Матери Дуниловская
Над вратами воздвигли часовню, в которой и стала пребывать явленная святыня. Когда башкиры напали на монастырь и разрушили его, икона пропала.
Икона Божией Матери Табынская
Икона Божией Матери Киево-братская
Вскоре на Руси появились и первые иконы Божией Матери «Живоносный Источник» — сперва списки привозили с Афона, а затем такие образы стали писать и русские иконописцы.
Икона Божией Матери Живоносный Источник
Икона Божией Матери Киево-братская
Икона Божией Матери Борколабовская
Явилась она близ села Дальние Кузнецы, недалеко от города Царево-Кокшайска (ныне Йошкар-Ола, столица Республики Марий-Эл).
Икону заметил на поле земледелец Андрей Иванов. Когда он подошел ближе, икона стала невидима. Оглядевшись, он увидел, что образ стоит на дереве и испускает необыкновенное сияние. Помолившись перед иконой, Андрей взял ее и принес домой.
Вскоре образ прославился исцелениями. На месте его явления был основан Мироносицкий монастырь.
Икона Божией Матери Мироносицкая
Икона Божией Матери Далматская
Божия Матерь, явившаяся в тонком сне священнику, повелела ничего не предпринимать и подождать еще два дня. И турки, среди которых уже давно начались повальные болезни и возникла угроза голода, через два дня действительно покинули окрестности города.
Измученная приступами беснования, доводящими ее до попыток самоубийства, Екатерина молилась Пресвятой Богородице о выздоровлении, дав обет, если выздоровеет, уйти в монастырь. И Божия Матерь совершила чудо — Екатерина выздоровела.
Но она не спешила с выполнением обета. Дважды Божия Матерь, являвшаяся в видениях, напоминала об обещании, и вскоре Екатерину разбил паралич. В «Сказании» приводятся страшные подробности наказания — вывернутая в сторону голова, искривленный в гримасе рот...
Голос, который услышала Екатерина во время постигшей ее болезни, повелел пойти в Нижний Новгород, разыскать иконописца Григория, сказать ему о явлениях Пресвятой Богородицы и пожертвовать семь серебряных монет для украшения образа Божией Матери, который он написал.
Эту икону вскоре приобрел боярин Лыков и поместил ее в церкви своего села Палец (сейчас — Первозский район Нижегородской области).
Когда слух о чудесах, которые снова и снова являла Божия Матерь от этого образа, дошел до царя Михаила Феодоровича, он велел принести икону из села Палец в Москву.
В августе 1641 года святыню встречали на площади у Тверских ворот Белого города патриарх Иосиф, Государь Михаил Феодорович с сыном Алексеем Михайловичем, множество москвичей. Здесь, у Тверских ворот, карета, в которой везли икону, неподвижно остановилась, и в память об этом чуде Государь «повеле возградити церковь каменну во имя Пресвятыя нашея Богородицы». Перед возвращением иконы в село Палец с нее сделали список, который поместили в этом храме.
Московский список «Страстной» иконы Божией Матери стал главной святыней основанного в 1654 году Страстного монастыря и очень почитался в Москве.
Икона Божией Матери Страстная
Икона Божией Матери Тупичевская
Но Мария скрыла свое видение, никому о нем не рассказала, промолчала и тогда, когда видение повторилось. Но третье видение Мария скрыть не смогла. Она шла из Абалака в Тобольск, и когда приближалась к городу, пред нею явился облачный столп, несущий образ «Знамения» Божией Матери и образ преподобной Марии Египетской. Рядом стоял святитель Николай, гневно спросивший, почему Мария скрывает повеление Божией Матери...
Лишь после этого испуганная вдова рассказала о своих видениях и смогла дойти до правящего архиепископа Нектария. Рассказам Марии поверили. Архиепископ благословил строить в Абалаке храм, в котором и поместили икону, написанную протодиаконом Матфеем.
Путивльская икона Божией Матери
В это время купец Егор Лыткин, находившийся тогда в Ярославле, увидел во сне икону Божией Матери, и ему было открыто, что икона находится у его приказчика Лазарева. Егору было сказано отослать эту икону в Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Но проснувшись, Егор обо всем забыл.
Когда в 1629 году его приказчик возвратился на родину и показал икону, то купец тотчас же вспомнил о видении и немедленно отвез икону в Черногорскую обитель (позднее переименованную в Красногорскую). Здесь икона получила наименование Грузинской и прославилась таким количеством чудес, что в 1650 году владыка Никон, митрополит Новгородский (будущий патриарх), установил общероссийское празднование Грузинской иконе Божией Матери 22 августа (по новому стилю это 4 сентября).
Грузинская икона Божией Матери
Икона Божией Матери Седмиезерная
Гойская, «не веруя снам», сперва не обратила внимания на это видение, но вскоре сама увидела икону во сне «в великом свете», а затем увидела сияние и наяву. Когда по молитвам пред этим образом Божией Матери исцелился ее слепой от рождения брат Филипп, Анна Ерофеевна решила, что такую святыню нельзя держать дома — необходимо передать ее в храм.
Икону переносили из дома «с пением богодухновенным», с крестным ходом, в котором шли иноки, священнослужители и множество православного народа.
С этого времени началось почитание Почаевской иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери Почаевская
Следом шел диакон, хуливший образ. Когда крестный ход приблизился к храму, диакон неожиданно ослеп. Упав на колени, он стал каяться и просить прощения у Царицы небесной. Как только он приложился к этому новонаписанному образу, так сразу прозрел. Исцеленный диакон был первым, кто назвал эту икону чудотворной.
2 .03. 1572 года икона Богородицы была привезена из гор. Звенигорода в Успенский монастырь преподобн. Иосифа Волоцкого (Волоколамского) и торжественно встречена игуменом Леонидом с монастырской братией.
Икона Божией Матери Волоколамская
Икона Божией Матери Мирожская
Неожиданно начавшаяся буря разнесла огонь по всему городу. Началась паника, русские войска начали приступ и захватили город. Образа были найдены на пепелище, посреди сгоревшего дома, невредимыми.
Поставив икону на ветвях дуба, они пошли искать место для сооружения келлии.
Вскоре к берегу приплыли рыбаки, один из которых увидел на дубе икону. Позвав товарищей, он хотел снять образ, но невидимая сила оттолкнула его на несколько метров от дерева, и рыбак потерял сознание. Очнувшись, он сказал товарищам, что уснул от усталости, и видел во сне седого старца, который запретил брать икону с дерева.
Рыбаки положили под дубом хлеб и пойманных рыб и отплыли. Когда преподобные Адриан и Леонид вернулись к берегу, они увидели хлеб и рыбу и восприняли это как знак. Именно на этом месте и была выстроена ими келлия.
В первую же неделю после чудесного обретения образа Божия Матерь явила 27 исцелений, а когда инок Стефан отправился с описанием этих чудес в Москву, вдогонку ему были посланы свидетельства о новых чудесах — исцеления получили еще 15 человек.
Комиссия, присланная из Москвы, засвидетельствовала еще 212 новых исцелений!
Икона Божией Матери Оковецкая
Икона Божией Матери Сурдегская
Вечером неожиданно начался сильный дождь, выпал град, который побил весь урожай на огороде монастырского подворья, причем соседние поля и грядки оказались нетронутыми...
Икона Божией Матери Достойно есть
Икона Божией Матери Феодотьевская
Приняв постриг в Киево-Печерском монастыре, инок Косма затем по повелению Божией Матери вернулся в родные края и на месте обретения иконы Божией Матери основал монастырь в честь Ее Успения.
Икона Божией Матери Призри на смирение
Колочская икона Божией Матери
Пименовская икона Божией Матери
Икона Божией Матери Беседная
Икону обрел на берегу реки Толги епископ Ростовский и Ярославский Трифон, когда вместе со спутниками возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря. Владыка сам первым начал рубить лес на месте обретения образа, очищать место для постройки церкви. На помощь пришли путники, а вскоре к ним присоединилось множество ярославцев, узнавших о чудесном явлении образа Божией Матери. К полудню строительство церкви было закончено. Владыка в тот же день к вечеру освятил храм и внес в него явленный образ, который нарек Толгским. Вскоре здесь возник Толгский монастырь.
Икона Божией Матери Толгская
Вскоре здесь была воздвигнута часовня, богослужения в которой совершал священник Боголюб. Во время нашествия татар часовня была разорена, икона расколота на две части и брошена в кусты, а отец Боголюб отведен в плен. Когда через несколько лет его выкупили послы московского князя, отец Боголюб пришел на место разрушенной часовни и в кустах обрел расколотую икону, приложил части друг к другу — и икона чудесно срослась, и только на месте разлома выступила роса.
Икона Божией Матери Курская-коренная
Печерская икона Божией Матери
Ярославская икона Божией Матери
Иноки, вышедшие после молитвенного бдения из пещеры, вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели Богородицу, стоящую на скале в столпе огня.
Только одно мгновение простояла Матерь Божия на камне, но на нем навсегда остался след Ее правой стопы.
С той поры этот след источает воду.
Сейчас камень, на котором стояла Пресвятая Богородица, — внутри Успенского собора Почаевской лавры. Он находится ниже уровня пола, над камнем сооружен бронзовый позолоченный ковчег, на котором всегда лежит изображение святой цельбоносной Стопы на шелковом плате.
Проснувшись, они нашли в изголовье узел с благовониями, которые были затем вложены в кадильницу, и весь дом наполнился благоуханием. Во втором видении пречистая Богородица дала им в руки голубку. В третьем видении Пресвятая Богородица, явившаяся с преподобными Антонием и Феодосием, прорекла, что у них родится дочь, и указала ее имя — Феодулия.
Этим именем и нарекли родившуюся девочку.
Мирожская икона Божией Матери