Апостол Петр, много потрудившийся на земле, после своей блаженной кончины переселился в обители небесные. Там Господь вручил ему ключи от Рая. Как-то, гуляя по райскому саду, увидел Петр людей, которых он не впускал. Как же пробрались они сюда? – недоумевал апостол. Пошел он ко Христу рассказать о своей тревоге.
Господь взял за руку своего верного ученика и повел вглубь сада. Там над пропастью, внизу которой была земля, стояла Пресвятая Богородица.
Вышитые бисером, жемчугом и камнями иконы Пресвятой Богородицы
В руках Она держала голубую лесенку. По ней взбирались в рай люди. Увидев подошедших Христа и Петра, Пречистая, как бы оправдываясь, сказала: Прости, Сын мой, но ведь я тоже мать и не могу не откликнуться на просьбы тех, кто молит о своих детях. А свою матернюю любовь я дарю всем живущим на земле. Господь, улыбнувшись, тихо промолвил: Пойдем, Петр, нам нечего с тобой тут делать. Это всего лишь притча, но в ней – выражение любви и чаяния людей к своей Заступнице Небесной.
Более 2 000 икон Пресвятой Богородицы
Свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых.
Два тысячелетия прошло со времени Успения Богоматери. Но в сердцах верующих христиан Она занимает очень важное место. В каждом доме есть образа Пресвятой Богородицы перед которыми молятся и в радости, и в печали. Богородица жила на земле. Ее внешность описали церковные историки. Традиционно Она изображается в мафории пурпурного цвета – большом платке, закрывающем руки и плечи. На нем изображены три звезды. Это признаки девства Пречистой до и после рождения Сына.
Иконы Божией Матери вышитые бисером
Число звезд связано с идеей Пресвятой Троицы. Фигура Христа слегка прикрывает одну из звезд, что означает воплощение Его как одной из ипостасей Троицы. Туника Богородицы синего цвета. Одежды Богородицы согласно канонам строго определены. Нимб, в отличие от Господнего, не крестчатый. Все иконы Пресвятой Богородицы подписываются ΜΗΡ ΘΥ. Это греческое сокращение слов Матерь Божия.
Первая икона Богородицы, по преданию, была написана апостолом Лукой. Царица Небесная, увидев ее, сказала: Да пребудет благодать Сына Моего и Моя с этим образом. Все образа Святой Богородицы по типу иконографии делятся на несколько групп:
1. Тип "Умиление". Богородица и Ее Божественный Сын прильнули ликами друг к другу. Младенец обнимает Мать за шею. Соединение ликов и пересечение нимбов – характерная особенность этого типа изображений. Пересечение нимбов – это символ сопряжения земного и небесного. К этому типу относятся Феодоровская Богоматерь, Почаевская, Донская Божья Матерь, Барская, Владимирская Богородица, Богородица Взыскание погибших и многие другие иконы. В греческой иконописи этот тип получил наименование "Сладкое лобзание".
3. К "Одигитрии" близок тип "Панахранта" (Пречистая, Всенепорочная). Богородица восседает на престоле. Младенец Христос – у Нее на руках. Такую иконографию имеют Всецарица, Державная, Киево-Печерская, Кипрская.
4. "Знамение" или "Оранта" (Молящаяся). Богородица с руками, воздетыми к небу. В сфере на уровне груди изображен Христос в отроческом или юношеском возрасте. Это изображения Пресвятой Богородицы "Знамение", Царскосельская, Богородица Неупиваемая чаша, Курская-Коренная.
Вышитые бисером иконы Пресвятой Богородицы
5. "Агиосоритисса" или "Заступница". Богородица изображена без Младенца, в молитвенной позе, фигура немного повернута. Типичный образец – Боголюбская Богородица.
К какому бы типу не принадлежала икона, каждая передает основы догматики христианской церкви. 260 Богородичным образам Русской церковью установлены дни празднования. В целом, в христианском мире существует более восьмисот изображений Богоматери.
Вышитые бисером и камнями образа Божией Матери
Все образа святой Матери Божией почитаемы, но есть особенно любимые. Это Казанская, которая вместе с образом Господа Вседержителя составляет венчальную пару и является главной в деисусном ряду иконостаса. В любых житейских невзгодах верующие прибегают в молитве к Заступничеству Казанской Богородицы.
Одной из особенностей русского православия всегда являлось особое отношение к Пресвятой Богородице: количество почитаемых образов Богоматери, по мнению специалистов, достигает семи сотен. Ей была посвящена первая православная церковь в Киеве, в честь её на Руси были сложены множество гимнов и написано множество образов, многие из которых оказались чудотворными. Церковь учит нас, что не важно, перед каким образом совершается молитва, так как мы совершаем молитву не святому изображению, а тому, кто на нем изображён. Тем не менее, нередко Богоматерь сама являлась страждущим и указывала, перед каким образом нужно молиться, чтобы исцелился недуг, и действительно, придя в указанное место и помолившись перед её образом, люди получали исцеление. Таким образом, постепенно складывались традиции просить помощи в решении той или иной жизненной ситуации у конкретного образа.
Владимирская – покровительница земли Русской. Ей молятся о прекращении вражды и спокойствии в обществе. А вот Смоленская – Путеводительница русского народа. Она спасает также от эпидемий и бедствий.
Иверскую Богоматерь называют еще Вратарницей. Ее традиционно размещают над входной дверью в дом. Просят Божию Матрь Иверскую наставить на истинный путь, а также исцелить болезни душевные и телесные.
Тихвинская – любимая икона женщин. Ее просят о даровании материнства, помощи в родах и воспитании детей. "Неупиваемая чаша" помогает избавиться от всевозможных зависимостей.
У каждого человека свой любимый Богородичный образ. Нет такого христианина, который никогда бы не испытал ощутимой помощи после искренней молитвы перед Богородицей. Важно не забывать благодарить Пречистую Богоматерь за ту неисчерпаемую любовь, которую дарит она всем живущим на земле и конкретно каждому из нас.
Целительница – как правило, список такой иконы обязательно присутствует в любом больничном храме. Перед образом молятся об излечении от различных болезней, о заключённых, а также о рождении здоровых детей. День празднования 1 октября (18 сентября).
«Умягчение злых сердец» – перед ней молятся о защите от недоброжелателей, смягчении их гнева, а также о прекращении вражды внутри семьи. День празднования 20 (7) марта.
«Троеручица» – ей молятся, если болят руки или ноги. Данная название икона получила в память о чуде, связанном с преподобным Иоанном Дамаскиным, служившим в качестве визиря при дамасском халифе. Поверив подложному письму и обвинив Иоанна в преступлениях, которые он не совершал, халиф повелел отрезать преподобному кисть правой руки и бросить его в темницу. Преподобный, превозмогая боль, долгое время совершал моления Божией Матери и поутру, проснувшись, обнаружил, что отрубленная кисть приросла к обратно. Вскоре Иоанн стал монахом, и в благодарность за исцеление поместил в нижней части образа изображение серебряной руки. День празднования –11 июля (28 июня).
Владимирская – у владимирского образа Богоматери принято молиться о помощи в случае вражеского нашествия, об укреплении православной веры и недопущении ересей и расколов, примирении враждующих. Отмечаются три раза в году: 3 июня (21 мая), в воспоминание об избавлении Москвы от крымско-татарского набега в 1521 году; 6 июля (23 июня) – в честь бескровной победы над татарами в противостоянии на реке Угре, 8 сентября (26 августа) – в память о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана.
«Всех скорбящих радость» – этот образ впервые прославился как чудотворный в 1688 г., после исцеления считавшейся неизлечимо больной сестры патриарха Иоакима. Перед ней совершают моления все страдающие припадками, параличом рук, болезнями горла и туберкулёзом, а также несправедливо обиженные и угнетённые. День празднования установлен 6 ноября (24 октября).
«Всецарица» – данный образ, написанный в XVII веке, впервые приобрёл известность после чуда, когда подошедший к ней юноша, увлекавшийся оккультизмом, был повергнут на землю невидимой силой. В настоящее же время известна тем, что по молитве перед ней многие исцеляются от раковых опухолей.
Казанская – к ней принято обращаться в случае семейных неурядиц, а также при глазных болезнях. Дни празднования –21 (8) июля, 4 ноября (22 октября).
Богоматерь «Млекопитательница» – перед «Млекопитательницей» принято молиться женщинам, ждущим ребёнка, а также кормящим матерям. Она известна также и чудесами исцеления и спасения от пожаров. Празднуется 25 (12) января.
«Неопалимая купина» – наиболее известен этот образ стал после событий в 1822 г. в городе Славянске, когда в городе стали часто совершаться пожары, совершаемые неизвестным поджигателем. Все попытки вывести злоумышленника на чистую воду оказывались бесплодными. Однажды некой благочестивой прихожанке Бельницкой во сне явилось видение, что если будет написан образ Богоматери «Неопалимая купина» и архиерей отслужит перед ней молебен, то и поджоги в городе прекратятся. Прихожанка рассказала о своём видении местному архиерею, икона была тут же немедленно написана и молебен отслужен. Скоро после молебна пожары были прекращены, а поджигатель – точнее, поджигательница, местная жительница, страдавшая слабоумием, была задержана. Благодарные жители города поместили образ в дорогую божницу, сопроводив его благодарственным текстом за спасение. Традиция моления перед образом о спасении от пожаров, а также от стихийных бедствий в целом, сохраняется до сих пор. День «Неопалимой купины» отмечается 17 (4) сентября.
Божья Матерь «Неувядаемый цвет» – известна многими случаями исцеления больных. Перед «Неувядаемым цветом» совершаются моления о правильном выборе спутника жизни и улаживании семейных неурядиц. День празднования 16 (3) апреля.
«Неупиваемая чаша» – у «Неупиваемой чаши» совершаются моления об излечении от алкоголизма. День празднования – 18 (5) мая.
«Спорительница хлебов» – как видно по названию, перед ней принято молиться о даровании хорошего урожая. Почитание этого образа начинается с 1891 г., когда в неурожайный в целом для России год, по молитвам жителей Калужской губернии, местные крестьяне собрали прекрасный урожай. Празднуется 28 (15) октября.
Утоли моя печали (иногда также называемая «Утоли болезни») – у этого образа принято совершать моление о выздоровлении. Почитание её, как чудотворной, начинается со второй половины XVIII века, после исцеления признанной врачами безнадёжной женщины. Отмечается 7 февраля (25 января).
Молитвенная помощь Пресвятой Богородицы
Неважно, перед какой Богородичной иконой молиться. Отцами церкви еще на Никейском Соборе постановлено, что молимся мы не доске со священным изображением, а Тому, кто на ней изображен, то есть первообразу. Главное – делать это с чистым сердцем. Просимое подается по вере молящегося. Но иногда Богоматерь сама являлась людям и говорила, перед каким образом молиться. Все образа прославилась конкретными чудотворениями, они записаны и верующие знают, перед каким образом просить помощи в той или иной ситуации. Также существует мнение, что молитва перед иконой, чествование которой приходится на дату рождения человека или ближайший от нее день, особенно сильна.
Пресвятая Богородица , спаси нас!
Иконы Пресвятой Богородицы вышиты бисером с использованием страз, трунцала, жемчуга, янтаря, канители, перламутра, драгоценных и полудрагоценных камней. Лики писаны маслом на холсте. Время на вышивку примерно 2 месяца. Схемы и наборы для вышивания не используются.
По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского
Более 2000 икон Пресвятой Богородицы
Книга «Иконы Пресвятой Богородицы» разработана православным приходом во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска. В ней представлено свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых. По каждой иконе приводится описание.
А также чудеса и краткие жития всех святых
+ Книга по вышивке икон
Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников
+
Комментарии ( 10 )
Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие
АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ
Войти
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Икона Божией Матери «О Всепетая Мати»
Сюжеты многих икон Богоматери воспеты в особых посвященных им песнопениях. Начиная с XVII в. вокруг каждого из сюжетов в литературе складывается особый жанр — сочинения об иконах Богоматери и чудесах, от них происходивших. Икона Божией Матери «О Всепетая Мати» служит примером противоположного процесса — кондак, посвященный Богоматери и прославляющий Ее, когда-то сам послужил иконографическим сюжетом.
В православную литургию входит определенное число обязательных молитв и песнопений. Помимо них существуют духовные песни и молитвы, которые совершаются в зависимости от того, память какого святого или какой праздник отмечает в этот день Церковь. Одной из обязательных составляющих богослужения считается акафист - гимн, восхваляющий Богоматерь.
Характерной особенностью изображения Богоматери на иконе подобного типа является кайма Ее мафория, на котором по-церковнославянски написана строфа 13-го кондака Великого акафиста: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущая изми муки, вопиющая Ти: Аллилуйя».
К иконе Божией Матери «О Всепетая Мати» обращают молитвы в горестях и печалях. В русской иконописной традиции этот иконографический сюжет известен с XVII в. Празднование в честь иконы совершается 6 сентября (19 сентября).
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Ченстоховская икона Божией Матери
На Ясной горе, близ польского города Ченстохова Петроковской губернии, есть Ченстоховский католический монастырь, в котором хранится древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы, известный под именем Ченстоховского.
Первым изображением священного образа, появившимся в России, стала польская гравюра, выпущенная в связи с его «коронованием» Католической Церковью. В начале XVIII в. неизвестным русским мастером с этого первоисточника была написана икона — с голубем в медальоне, привесами, коронами Пресвятой Богородицы и Спасителя, стеной с вратами внизу. Эта икона стала широко распространяться в России как Ченстоховская и разошлась по стране во многих сделанных впоследствии списках.
В 1813 г. настоятель Ченстоховского монастыря, видя набожность русского генерала Остен-Сакена (1752-1837), освободившего Польшу от французских войск, преподнес ему в дар список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери. Генерал по возвращении в Россию передал список генерал-фельдмаршалу Кутузову (1745-1813), а тот, в свою очередь, подарил эту икону Казанскому собору Санкт-Петербурга.
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Композиция этой иконы является ярким примером того, как в религиозной живописи с помощью иконописной формы можно воплотить основные догматы ветхозаветного прообраза Божией Матери. Одновременно эта икона — весьма удачный образец «практического применения» православных икон. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» избавляет почитающих ее от пожаров и стихийных бедствий, вызванных огнем и молнией. Этот образ Божией Матери распространен во всех слоях населения и встречается как в частных домах, так и в изысканных художественных салонах в виде роскошно выполненных подарочных вариантов.
Название иконы связано с видением пророка Моисея, который увидел горящий и несгорающий терновый куст. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3:2). Автор псалмов и христианских религиозных гимнов Эфраим Сириянин (ок. 306-373) писал, что Мария подобна терновому кусту из второй книги Моисеевой, неопалимому пламенем, — Дева, сохранившая свое девство до, во время и после родов. Таким образом, сюжет, известный еще из Ветхого Завета, был использован в раннехристианских песнопениях, посвященных Пресвятой Богородице. Однако его иконописное воплощение происходит позднее.
На московском списке середины XVI в. из царских Святых сеней при Грановитой палате Богоматерь изображена в центре восьмиконечной звезды в окружении служащих ангелов, знаменующих поклонение небесных сил чудесному Рождению Бога от Девы. В дальнейшем этот вариант размещения на иконописном пространстве ангелов послужил источником окончательного композиционного решения иконы.
С иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» связано одно предание. Оно рассказывает о стремянном конюхе царя Федора III Алексеевича (1661-1682) Димитрии Колошине, который по злому навету был несправедливо обвинен и брошен в тюрьму. Колошин с большим усердием молился перед иконой, прося Царицу Небесную защитить его, и его молитва была вскоре услышана. Царю Федору Алексеевичу во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила конюшего невиновным. Колошин был освобожден и в благодарность за свое избавление на собственные средства построил храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» принадлежит к ряду иконописных сюжетов, которые в 1722 г. были объявлены Священным Синодом неканоническими. К таковым относились ветхозаветные сюжеты, за исключением изображения Святой Троицы и Рождения Христа.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября (17 сентября) — в день памяти пророка Моисея.
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Богородица Елеуса
Младший из важнейших типов иконографии Богоматери — это Богородица Елеуса (от греч. — «милующая»), или Умиление. Данный тип изображения Пресвятой Матери Иисуса Христа получил распространение с XIII в. К типу Елеуса относится и особо чтимая Русской Церковью Владимирская икона Божией Матери.
Ее появление на Руси ознаменовало начало нового иконографического стиля, навеянного византийским искусством. Это видно из тесной связи Матери и Сына, где Младенец Христос прижимается Своей щекой к щеке Марии и нежно обнимает Ее за шею. Иконы Богородицы типа Елеуса имеют множество вариаций, но в центре изображения всегда остается образ Пресвятой Матери Иисуса Христа, воплощающей материнскую любовь и тревогу о судьбе Сына.
К типу Елеуса можно отнести Феодоровскую икону Божией Матери и икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»).
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Богородица Одигитрия
Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Указующая Путь», — один из самых распространенных типов изображений Богоматери с Младенцем. Пресвятая Богородица указует на Христа — Путь нашего Спасения, Который благословляет правой рукой, а в левой держит свиток.
Подобно иконе Божией Матери «Знамение», в данном типе иконографии Богородицы прослеживается прямая связь между искусством дохристианской эллинистической эпохи (прибл. 300 г. до и. э.- 30 г. до н. э.) с его изображениями богинь и христианским представлением о Матери и Сыне.
В искусстве Древнего мира встречаются поразительно напоминающие этот тип иконографии Богородицы скульптурные изображения одной одной из величайших богинь египетской мифологии Исиды и ее сына Гора. Сына Исиды почитали как защитника семейной верности, точно так же, как и его мать, являвшуюся наиболее распространенным материнским божеством и воплощением женственности.
Этот тип изображения Богоматери с Младенцем заимствует некоторые атрибуты изображений императриц в античную эпоху. Ранние изображения Богородицы Одигитрии встречаются на мозаиках VI-VII вв., на которых запечатлена восседающая на троне Богоматерь с Младенцем Иисусом на коленях, принимающая поклонение волхвов.
Типичными примерами Богородицы Одигитрии являются такие иконы, как Тихвинская, Иверская и икона Божией Матери «Троеручица»
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Икона Божией Матери «Знамение»
Один из старейших типов изображения Богоматери -это Богородица Оранта («Знамение»). Иконы данного типа изображают Богородицу часто в полный рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу. Эта поза известна с ветхозаветных времен как молитвенная и получила название от лат. orans — «молящийся».
Одни из первых изображений Богородицы Оранты встречаются еще в дохристианскую эллинистическую эпоху (прибл. 300 г. до н. э. - 30 г. до н. э.), а также в миниатюрах рукописи Евангелия, созданного епископом Эдесским Раббулой. Для икон Пресвятой Богородицы данного типа характерно изображение Младенца в медальоне во чреве Марии как знак того, что Он еще не рожден, но уже находится здесь, с нами. В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Икона Божией Матери «Знамение» рано стала использоваться в качестве охранительной. Древнерусские летописи и документы повествуют о том, что икону «Знамение» Пресвятой Богородицы несли впереди войска, выходящего навстречу захватчикам, и что она помогала защитить жителей осажденных городов.
Именно образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками мы видим на иконе, повествующей о нападении на Новгород владимиро-суздальского войска, — сюжет, известный с середины XV в. и представляющий то, как в 1170 г. объединенные силы русских удельных князей, возглавляемые великим князем суздальским и владимирским Андреем Боголюбским, подошли под стены Великого Новгорода.
В 1812 г. курское городское общество послало в действующую против французов армию М.И. Кутузова список с иконы Божией Матери «Знамение» — Курскую Коренную икону Божией Матери, которую вынесли на поле бородинского сражения.
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Мифы и сюжеты о чудесах
Изначально все иконы в своей сути наделены способностью творить чудеса. Согласно православному учению, иконы имеют мистическую связь с изображенными на них фигурами, пребывающими на небесах. Это означает, что, положим, какой-либо святой посредством своего изображения на иконе может оказать молящемуся заступничество и, таким образом, сотворить для него чудо. Значительная часть чудотворных икон — это иконы Богоматери.
Чудотворные иконы часто выступают как самостоятельно действующие сущности. Так, в некоторых легендах рассказывается, что иконы Богоматери сами переносятся в места своего обретения и появляются в дуплах деревьев, среди ветвей, или их находят при иных обстоятельствах. Описывается также тесная связь икон с Богом и их посредничество между Творцом и человеком.
Не существует определенной процедуры, в результате которой та или иная икона официально признается чудотворной, но в любом случае в основе лежит один принцип: кто-то становится свидетелем сотворенного ею чуда.
С XIX в. свидетелями чудес были в основном люди из простонародья. Очевидцами Божественного Промысла становились женщины.
Ответить
Поделиться
Вера Православная
Модератор
4 года назад
Иконография Богоматери
Иконы, изображающие Пресвятую Матерь Иисуса Христа, в русской иконографике представляют собой наиболее многочисленную группу. Учитывая, что в христианстве Богородица почитается не как божество, но как Матерь Божия, ее культ особенно широко распространен в православном мире. Ее огромная популярность объясняется, в числе прочего, тем, что ей приписываются разнообразные чудеса — от излечения больных, страдающих различными недугами, до защиты городов от иноземных захватчиков. Справедливо даже говорить о том, что если бы христианство само не определило себя как монотеистическую религию, то его следовало бы отнести к политеистическим религиям. Поклонение Матери Божией создает в христианстве широкий пантеон богов и полубогов. Существуют порядка трех сотен различных типов икон Богоматери, у каждого из которых своя история о том, как эта икона была обретена, какие чудеса она творит и с каким событием связана. В католицизме принято называть мать Иисуса Девой Марией. В православном богословии Мария — это прежде всего Богоносица или Богородица (греч. QEOTOKOS), богоизбранная женщина, которая, не тронутая мужчиной, родила Иисуса — Искупителя и Спасителя рода человеческого. В 431 г. на Третьем Вселенском Соборе христианской церкви, проходившем в городе Эфесе, было принято постановление именовать Деву Марию Богородицею, что указывает на факт рождения Иисуса не только в человеческой ипостаси, а на появление Его на свет в двух естествах — Божественном и человеческом.
Сюжеты многих икон Богоматери воспеты в особых посвященных им песнопениях. Начиная с XVII в. вокруг каждого из сюжетов в литературе складывается особый жанр — сочинения об иконах Богоматери и чудесах, от них происходивших. Икона Божией Матери «О Всепетая Мати» служит примером противоположного процесса — кондак, посвященный Богоматери и прославляющий Ее, когда-то сам послужил иконографическим сюжетом.
В православную литургию входит определенное число обязательных молитв и песнопений. Помимо них существуют духовные песни и молитвы, которые совершаются в зависимости от того, память какого святого или какой праздник отмечает в этот день Церковь. Одной из обязательных составляющих богослужения считается акафист - гимн, восхваляющий Богоматерь.
Характерной особенностью изображения Богоматери на иконе подобного типа является кайма Ее мафория, на котором по-церковнославянски написана строфа 13-го кондака Великого акафиста: «О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущая изми муки, вопиющая Ти: Аллилуйя».
К иконе Божией Матери «О Всепетая Мати» обращают молитвы в горестях и печалях. В русской иконописной традиции этот иконографический сюжет известен с XVII в. Празднование в честь иконы совершается 6 сентября (19 сентября).
На Ясной горе, близ польского города Ченстохова Петроковской губернии, есть Ченстоховский католический монастырь, в котором хранится древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы, известный под именем Ченстоховского.
Первым изображением священного образа, появившимся в России, стала польская гравюра, выпущенная в связи с его «коронованием» Католической Церковью. В начале XVIII в. неизвестным русским мастером с этого первоисточника была написана икона — с голубем в медальоне, привесами, коронами Пресвятой Богородицы и Спасителя, стеной с вратами внизу. Эта икона стала широко распространяться в России как Ченстоховская и разошлась по стране во многих сделанных впоследствии списках.
В 1813 г. настоятель Ченстоховского монастыря, видя набожность русского генерала Остен-Сакена (1752-1837), освободившего Польшу от французских войск, преподнес ему в дар список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери. Генерал по возвращении в Россию передал список генерал-фельдмаршалу Кутузову (1745-1813), а тот, в свою очередь, подарил эту икону Казанскому собору Санкт-Петербурга.
Композиция этой иконы является ярким примером того, как в религиозной живописи с помощью иконописной формы можно воплотить основные догматы ветхозаветного прообраза Божией Матери. Одновременно эта икона — весьма удачный образец «практического применения» православных икон. Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» избавляет почитающих ее от пожаров и стихийных бедствий, вызванных огнем и молнией. Этот образ Божией Матери распространен во всех слоях населения и встречается как в частных домах, так и в изысканных художественных салонах в виде роскошно выполненных подарочных вариантов.
Название иконы связано с видением пророка Моисея, который увидел горящий и несгорающий терновый куст. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3:2). Автор псалмов и христианских религиозных гимнов Эфраим Сириянин (ок. 306-373) писал, что Мария подобна терновому кусту из второй книги Моисеевой, неопалимому пламенем, — Дева, сохранившая свое девство до, во время и после родов. Таким образом, сюжет, известный еще из Ветхого Завета, был использован в раннехристианских песнопениях, посвященных Пресвятой Богородице. Однако его иконописное воплощение происходит позднее.
На московском списке середины XVI в. из царских Святых сеней при Грановитой палате Богоматерь изображена в центре восьмиконечной звезды в окружении служащих ангелов, знаменующих поклонение небесных сил чудесному Рождению Бога от Девы. В дальнейшем этот вариант размещения на иконописном пространстве ангелов послужил источником окончательного композиционного решения иконы.
С иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» связано одно предание. Оно рассказывает о стремянном конюхе царя Федора III Алексеевича (1661-1682) Димитрии Колошине, который по злому навету был несправедливо обвинен и брошен в тюрьму. Колошин с большим усердием молился перед иконой, прося Царицу Небесную защитить его, и его молитва была вскоре услышана. Царю Федору Алексеевичу во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила конюшего невиновным. Колошин был освобожден и в благодарность за свое избавление на собственные средства построил храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» принадлежит к ряду иконописных сюжетов, которые в 1722 г. были объявлены Священным Синодом неканоническими. К таковым относились ветхозаветные сюжеты, за исключением изображения Святой Троицы и Рождения Христа.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября (17 сентября) — в день памяти пророка Моисея.
Младший из важнейших типов иконографии Богоматери — это Богородица Елеуса (от греч. — «милующая»), или Умиление. Данный тип изображения Пресвятой Матери Иисуса Христа получил распространение с XIII в. К типу Елеуса относится и особо чтимая Русской Церковью Владимирская икона Божией Матери.
Ее появление на Руси ознаменовало начало нового иконографического стиля, навеянного византийским искусством. Это видно из тесной связи Матери и Сына, где Младенец Христос прижимается Своей щекой к щеке Марии и нежно обнимает Ее за шею. Иконы Богородицы типа Елеуса имеют множество вариаций, но в центре изображения всегда остается образ Пресвятой Матери Иисуса Христа, воплощающей материнскую любовь и тревогу о судьбе Сына.
К типу Елеуса можно отнести Феодоровскую икону Божией Матери и икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»).
Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Указующая Путь», — один из самых распространенных типов изображений Богоматери с Младенцем. Пресвятая Богородица указует на Христа — Путь нашего Спасения, Который благословляет правой рукой, а в левой держит свиток.
Подобно иконе Божией Матери «Знамение», в данном типе иконографии Богородицы прослеживается прямая связь между искусством дохристианской эллинистической эпохи (прибл. 300 г. до и. э.- 30 г. до н. э.) с его изображениями богинь и христианским представлением о Матери и Сыне.
В искусстве Древнего мира встречаются поразительно напоминающие этот тип иконографии Богородицы скульптурные изображения одной одной из величайших богинь египетской мифологии Исиды и ее сына Гора. Сына Исиды почитали как защитника семейной верности, точно так же, как и его мать, являвшуюся наиболее распространенным материнским божеством и воплощением женственности.
Этот тип изображения Богоматери с Младенцем заимствует некоторые атрибуты изображений императриц в античную эпоху. Ранние изображения Богородицы Одигитрии встречаются на мозаиках VI-VII вв., на которых запечатлена восседающая на троне Богоматерь с Младенцем Иисусом на коленях, принимающая поклонение волхвов.
Типичными примерами Богородицы Одигитрии являются такие иконы, как Тихвинская, Иверская и икона Божией Матери «Троеручица»
Один из старейших типов изображения Богоматери -это Богородица Оранта («Знамение»). Иконы данного типа изображают Богородицу часто в полный рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу. Эта поза известна с ветхозаветных времен как молитвенная и получила название от лат. orans — «молящийся».
Одни из первых изображений Богородицы Оранты встречаются еще в дохристианскую эллинистическую эпоху (прибл. 300 г. до н. э. - 30 г. до н. э.), а также в миниатюрах рукописи Евангелия, созданного епископом Эдесским Раббулой. Для икон Пресвятой Богородицы данного типа характерно изображение Младенца в медальоне во чреве Марии как знак того, что Он еще не рожден, но уже находится здесь, с нами. В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Икона Божией Матери «Знамение» рано стала использоваться в качестве охранительной. Древнерусские летописи и документы повествуют о том, что икону «Знамение» Пресвятой Богородицы несли впереди войска, выходящего навстречу захватчикам, и что она помогала защитить жителей осажденных городов.
Именно образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками мы видим на иконе, повествующей о нападении на Новгород владимиро-суздальского войска, — сюжет, известный с середины XV в. и представляющий то, как в 1170 г. объединенные силы русских удельных князей, возглавляемые великим князем суздальским и владимирским Андреем Боголюбским, подошли под стены Великого Новгорода.
В 1812 г. курское городское общество послало в действующую против французов армию М.И. Кутузова список с иконы Божией Матери «Знамение» — Курскую Коренную икону Божией Матери, которую вынесли на поле бородинского сражения.
Изначально все иконы в своей сути наделены способностью творить чудеса. Согласно православному учению, иконы имеют мистическую связь с изображенными на них фигурами, пребывающими на небесах. Это означает, что, положим, какой-либо святой посредством своего изображения на иконе может оказать молящемуся заступничество и, таким образом, сотворить для него чудо. Значительная часть чудотворных икон — это иконы Богоматери.
Чудотворные иконы часто выступают как самостоятельно действующие сущности. Так, в некоторых легендах рассказывается, что иконы Богоматери сами переносятся в места своего обретения и появляются в дуплах деревьев, среди ветвей, или их находят при иных обстоятельствах. Описывается также тесная связь икон с Богом и их посредничество между Творцом и человеком.
Не существует определенной процедуры, в результате которой та или иная икона официально признается чудотворной, но в любом случае в основе лежит один принцип: кто-то становится свидетелем сотворенного ею чуда.
С XIX в. свидетелями чудес были в основном люди из простонародья. Очевидцами Божественного Промысла становились женщины.
Иконы, изображающие Пресвятую Матерь Иисуса Христа, в русской иконографике представляют собой наиболее многочисленную группу. Учитывая, что в христианстве Богородица почитается не как божество, но как Матерь Божия, ее культ особенно широко распространен в православном мире. Ее огромная популярность объясняется, в числе прочего, тем, что ей приписываются разнообразные чудеса — от излечения больных, страдающих различными недугами, до защиты городов от иноземных захватчиков. Справедливо даже говорить о том, что если бы христианство само не определило себя как монотеистическую религию, то его следовало бы отнести к политеистическим религиям. Поклонение Матери Божией создает в христианстве широкий пантеон богов и полубогов. Существуют порядка трех сотен различных типов икон Богоматери, у каждого из которых своя история о том, как эта икона была обретена, какие чудеса она творит и с каким событием связана. В католицизме принято называть мать Иисуса Девой Марией. В православном богословии Мария — это прежде всего Богоносица или Богородица (греч. QEOTOKOS), богоизбранная женщина, которая, не тронутая мужчиной, родила Иисуса — Искупителя и Спасителя рода человеческого. В 431 г. на Третьем Вселенском Соборе христианской церкви, проходившем в городе Эфесе, было принято постановление именовать Деву Марию Богородицею, что указывает на факт рождения Иисуса не только в человеческой ипостаси, а на появление Его на свет в двух естествах — Божественном и человеческом.
В церковнославянском языке земное предназначение Марии отражено в самом Ее именовании — Богородица. Иконы Богородицы чаще всего содержат греческие буквы МР ©у, что в сокращении от фразы Meter Theou обозначает - Матерь Божья.