Иконописные школы в России

Возрождение интереса к иконам

Спас Нерукотворный. Новгородская школа
Эта новгородская икона XII в. имеет явные черты византийского влияния с его графической лаконичностью и стилизацией

Центры русских иконописных школ обычно располагались вокруг какого-либо крупного города, в котором обладавшие своеобразием исполнения иконы могли быть успешно реализованы.

Исключением является строгановская старообрядческая школа, а также религиозные изображения, выполненные в украинской иконописной традиции мастерами-самоучками.

На стилевое многообразие иконописного искусства несомненное влияние оказало историческое развитие России. Все иконы, начиная с древнейших, пришедших из Византии, и вплоть до современных, характеризуются стилевыми особенностями, позволяющими соотнести их с определенной культурно-исторической традицией, эпохой и предположить место их создания.

Так, важным центром иконописи с 12-го по 16 вв. был Великий Новгород. Возникшие там иконы достаточно легко узнаваемы по их стилистическим чертам, что позволяет говорить о новгородских иконах, или о новгородской иконописной школе.

Отдельные школы отличаются предпочтением определенных сюжетов и особенностями их воплощения — в плане технических навыков, композиции, цветовых решений и декорирования.

Икона в западном стиле
Когда в конце XVII в. царем стал Петр I, иконы в большей степени начали испытывать западное влияние. Эта икона написана в XIX в.
Икона массового производства
В XIX в. получили распространение иконы массового производства. Фабрики выпусками иконы разного качества — от совершенных образцов до упрощенных вариантов типа этой иконы, изображающей православные праздники

Однако порой бывает невозможно охарактеризовать икону исключительно исходя из стилистических особенностей той или иной школы. Иконописцы часто переезжали с места на место в поисках заказов и этим способствовали распространению новых сюжетов, техник и стилей на разных территориях.

Нередко можно встретить иконы, не однозначно соответствующие особенностям той или иной школы, но отражающие смешение различных влияний. Ниже, в качестве примера, представлен ряд типичных икон, выполненных в соответствии с характерными принципами той или иной иконописной школы, а также показаны отдельные примеры иконописных школ, для которых характерна эклектичность стилей. Кроме того, на судьбы и стилистику иконописных центров оказывали влияние политические, религиозные и светские тенденции.

Иконописные школы в России

  1. Новгородская школа (около 1100 - 1500 гг.)
  2. Псковская школа (около 1200 - 1530 гг.)
  3. Московская школа (около 1400 - 1600 гг.)
  4. Строгановская школа (около 1580 - 1680 гг.)
  5. Палехская школа (около 1680 - 1917 гг.)
  6. Мстёрская школа (около 1680 - 1917 гг.)
  7. Холуйская школа (около 1680 - 1917 гг.)
  8. Суздальская школа (около 1780 - 1917 гг.)
  9. Невьяновская школа (около 1700 - 1850 гг.)
  10. Ветковская школа (около 1600 - 1870 гг.)
  11. Гуслицкая школа (около 1700 - 1900 гг.)
  12. Старообрядческая школа (около 1668 - по настоящее время.)
  13. Украинская иконописная традиция (около 1800 - 1917 гг.)

Величайшие иконописцы России

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410)родился и творил в Константинополе, пока в 1370 г. не прибыл в Новгород. Затем, в начале 1390-х гг., перебрался в Москву, где расписывал соборы Московского Кремля. Росписи мастера выдержаны в монохромной гамме с использованием отдельных энергичных мазков. Их создателю удалось достичь необычайной выразительности и силы воздействия на зрителя.

Андрей Рублев (ок. 1360-1370 (?) -1430) родился в Московском княжестве. Безусловным шедевром мастера является икона «Троица Ветхозаветная». Художник отказался от изображения всех персонажей известного сюжета и запечатлел лишь трех ангелов как отражение сложнейшего догмата христианства о Божественном Триединстве. В 1988 г. Поместным Собором канонизирован в лике преподобного.

Дионисий (ок. 1440-ок. 1503) — выдающийся русский иконописец, работам которого присущ уверенный изящный рисунок, легкий прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.

Прокопий Чирин (ум. ок. 1623) — один из любимых живописцев семьи Строгановых. Его ювелирная тщательность письма, изобилующие деталями сюжеты и удлиненные фигуры стали характерной чертой строгановской школы.

Симон Ушаков (1626-1686) - русский мастер, привнесший в самобытное иконописное искусство элементы раннего барокко. Испытывал влияние западных живописных техник и был предшественником пластичной натуралистической иконографии.

Письменные источники ранних икон

Комментарии, отзывы, пожелания

Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти