Богослужебный круг

Годичный Богослужебный круг

Русская Православная Церковь, сохраняя традиции, совершает богослужения по юлианскому календарю (так называемый «старый стиль»), который в ХХ-ХI вв. на 13 дней «отстает» от григорианского (так называемого «нового стиля»). Следует отметить, что Пасха, или Светлое Христово Воскресение, не входит в число великих праздников, ибо считается Праздником праздников и Торжеством из торжеств:

Распятие Христово
Распятие Христово

Распятие Христово

Страстная пятница

Распятие Христа на Голгофе является наиболее известным сюжетом из Нового Завета и самым распространенным символом православия. Однако в религиозном искусстве крест впервые появляется только после 313 г., когда христианство было официально признано римским императором Константином I Великим (272-337)...

Подробнее >>>

Сошествие во ад / Светлое Христово Воскресение
Сошествие во ад / Светлое Христово Воскресение

Сошествие во ад / Светлое Христово Воскресение

Великая суббота и Пасха

По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха считается Праздником праздников и Торжеством из торжеств - вот почему пасхальное богослужение отличается величием и необычайной торжественностью...

Подробнее >>>

Двунадесятые праздники

К великим в православии относятся двенадцать праздников (двунадесятых). Девять из них — непереходящие (т.е. «неподвижные»), три — переходящие ( «подвижные» ).

Непереходящие праздники

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентября (21 сентября)

Рождество Пресвятой Богородицы — праздник, начинающий годичный богослужебный круг, — отмечается Церковью как день всемирной радости, а иконы на этот сюжет получили весьма широкое распространение.

Подробнее >>>

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

14 сентября (27 сентября)

Согласно Священному Преданию, история возникновения праздника обязана событию, связанному с именем матери римского императора Константина I Великого благочестивой царицы Елены (ок. 250-327), отправившейся в Иерусалим, чтобы отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос...

Подробнее >>>

Введение Пресвятой Богородицы во храм
Введение Пресвятой Богородицы во храм

Введение Пресвятой Богородицы во храм

21 ноября (4 декабря)

Празднование Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые упоминается в критских источниках VIII в.

Позднее праздник распространился по всей Византийской империи. В киевском Софийском соборе находится посвященная этому празднику икона XI в.

Подробнее >>>

Рождество Христово
Рождество Христово

Рождество Христово

25 декабря (7 января)

Праздник Рождества Христова в Русской Православной Церкви считается величайшим, всемирным и радостнейшим. Он служит началом и основанием для прочих праздников...

Подробнее >>>

Крещение Господне
Крещение Господне

Крещение Господне

6 января (19 января)

Крещение Господне — один из самых ранних христианских праздников. Он известен уже со II в. Его иконография устанавливается к 5-6 вв., так что символика образов все еще находится под сильным влиянием античной традиции. Возможно, поэтому у ног Иисуса иногда изображаются две небольшие фигуры...

Подробнее >>>

Сретение Господне
Сретение Господне

Сретение Господне

2 февраля (15 февраля)

Праздник Сретения Господня стал отмечаться с IV в., а на протяжении VII в. распространился по всему православному миру.

День Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа относится к древнейшим праздникам христианской Церкви...

Подробнее >>>

Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

25 марта (7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы — один из самых узнаваемых сюжетов в европейском живописном искусстве. Иконописный сюжет представляет событие, описанное в Евангелии от Луки — архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии в город Назарет, сообщил Ей, что у Нее родится Сын Иисус, и это будет Мессия и Сын Божий: И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1:31)...

Подробнее >>>

Преображение Господне
Преображение Господне

Преображение Господне

6 августа (19 августа)

В качестве православного праздника Преображение Господне установилось довольно поздно.

В иконографии этот мотив встречается с VI в., и, в частности, он известен по мозаике из базилики Преображения — главного храма монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове...

Подробнее >>>

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

15 августа (28 августа)

История установления Праздника Успения Богородицы восходит к первым векам христианства. В IV в. он уже повсеместно праздновался в Византии, а при восточно-римском императоре Флавии Маврикии (ок. 539-602) с 582 г. сделался праздником общецерковным...

Подробнее >>>

Переходящие праздники

Вход Господень в Иерусалим - Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим - Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим - Вербное воскресенье

За 7 дней до Пасхи

Вход Господень в Иерусалим в России более известен как Вербное воскресенье и празднуется за семь дней до Пасхи. Все евангелисты упоминают о том, что Иисус и Его ученики остановились у Масличной горы под Иерусалимом. Сюда апостолы привели осла, чтобы Иисус продолжил путь верхом...

Подробнее >>>

Вознесение Господне
Вознесение Господне

Вознесение Господне

40-й день после Пасхи

В раннехристианской Церкви праздники Вознесения Господня и Святой Троицы отмечались в один день, но в V в. появился обычай отмечать вознесение плоти Иисуса Христа на небо за десять дней до Троицы...

Подробнее >>>

Святая Троица
Святая Троица

Святая Троица

50-й день после Пасхи

Святая Троица — последний из переходящих праздников в православном церковном календаре — называется также Днем Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо в этот праздник прославляется Сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков...

Подробнее >>>

Недвунадесятые праздники

Кроме Пасхи и двунадесятых праздников Православная Церковь воспоминает следующие священные события (недвунадесятые праздники), также относящиеся к великим:

Обрезание Господне
Обрезание Господне

Обрезание Господне

1 января (14 января)

Праздник Обрезания Господня известен еще со времен Византийской империи.

На Руси он ознаменовывал наступление нового года, но после перехода Советской России в 1918 г. на григорианский календарь праздник, сохранив старую традицию, стал обозначать приход «старого Нового года» — редкого исторического феномена...

Подробнее >>>

Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

24 июня (7 июля)

В Евангелии от Луки (Лк. 1: 5-80) повествуется об обстоятельствах рождения Иоанна Предтечи. Первосвященник Захария и праведная Елисавета — родители Крестителя Господня — до старости не имели детей. Однажды, совершая богослужение, Захария увидел стоящего у жертвенника архангела Гавриила, который предсказал ему рождение сына Иоанна...

Подробнее >>>

День святых апостолов Петра и Павла
День святых апостолов Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла

29 июня (12 июля)

За особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой Петр и Павел называются первоверховными святыми апостолами. Об их заслугах повествуют Евангелия и «Деяния апостолов»...

Подробнее >>>

Усекновение главы Иоанна Предтечи
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи

29 августа (11 сентября)

День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна относится к большим христианским праздникам и отмечается 11 сентября. Сюжет представленной иконы описан в Евангелии от Матфея (Мф. 14:1-12)...

Подробнее >>>

Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы

1 октября (14 октября)

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы совпадает с днем памяти святого Романа Сладкопевца, и житие этого христианского святого, как правило, тоже отражено на иконе Покрова Пресвятой Богородицы.

По Священному Преданию, преподобный Роман, живший в VI в., состоял клириком при патриаршем храме в Константинополе...

Подробнее >>>

Православные праздники

Духовные праздники распределяются по степени их значимости. Над всеми ними царит Пасха. Далее идут "двунадесятые праздники" во главе с Троицей.

За ними другие, установленные во славу Иисуса Христа, Богородицы. Затем — торжества, посвященные архангелам, Предтече, апостолам и пророкам. Кстати, поясним, что, встретившись со словом "собор" в названиях таких праздников, как Собор Пресвятой Богородицы, Собор Архангела Гавриила, Собор Архистратига Михаила, Собор Иоанна Предтечи и Собор двенадцати апостолов, надо понимать его не в буквальном смысле "храм", а в значении "сообщество", "собрание", поскольку названных святых и архангелов постоянно окружают ангелы, через которых осуществляется их воля.

Несколько поиному следует понимать слово "собор" в названиях праздников типа Собор Соловецких святых, Собор Сербских святых и т.д. Здесь уже слово означает "пантеон", в который включены все местные святые за всю историю данной епархии или православной страны.

И наконец, встретится в календаре праздников слово "собор" и в значении "съезд", "ассамблея", "форум". Это, например, тогда, когда чествуются Святые отцы Вселенских Соборов.

Попутно отметим, что Православие признает решения только семи первых (начиная с 325 г.) съездов представителей поместных церквей империи.

На них большинство святых отцов успешно боролись с ересями, порой героически отстаивали чистоту Христовой веры и апостольский уклад церковной жизни.

Когда в дальнейшем еретики все же добились церковного раскола, оформился католицизм и папы стали присваивать себе право созыва Вселенских Соборов, Православие, все более игнорировавшее их решения, окончательно выделилось в самостоятельное христианское течение.

Много бед и страданий причинили ему инославные владыки, развязавшие в Европе и других частях света многочисленные религиозные войны.

Тем дороже нам память о тех, кто изначально оберегал чистоту веры и единство Христовой Церкви.

В числе праздников, в названиях которых "персонально" имена святых не упомянуты, встретится вам, например, день памяти Сорока мучеников Севастийских. Это христианские воины, которых в 320 г. предали казни при владычестве в восточной части Римской империи Валерия Лициния. Как же так? Лициний вместе с правителем Западной Константином подписал исторический Миланский эдикт, в котором содержалось официальное разрешение исповедовать христианскую веру.

Но большинство христиан симпатизировало Константину и его равноапостольной матери Елене, поэтому, готовясь к противоборству с ними за власть над всей империей, Лициний решил провести в своей армии кровавую "чистку".

Возмездие настигло Лициния в битве при Скутари в 324 г., где он потерпел полное поражение от Константина Великого. И еще добавим, что если, как в данном случае, конкретные имена пострадавших в календаре не названы, то это вовсе не значит, что они забыты.

Многие имена погибших при групповых расправах христианам удалось сохранить в памяти, и читатель найдет их в этой книге. Самое большое число праздников (их сотни) связано с именами святых.

Однако праздниками, позволяющими определенное послабление поста, церковь отмечает дни памяти только наиболее чтимых святых.

В календарях такие имена обычно выделяются жирным шрифтом или красным цветом. В их честь правятся в храмах полиелейные службы, поется "великое славословие".

В различных городах и селениях особо выделяются "престольные праздники" — в честь святых, кому посвящено сооружение данного храма или воздвигнут в нем алтарь (престол).

То же самое касается и святых чудотворных икон по месту их пребывания и воздвижения храмов во славу их.

Церковь воздает славу десяткам святых икон, но лишь дни поклонения некоторым из них ежегодно отмечаются как праздники.

В старое время большинство прихожан были неграмотны, однако же легко ориентировались по церковным календарям, какой предстоит праздник (большой, или "великий", средний, а может быть, "малый"). Издатели приходили им на помощь.

Великие праздники отмечались красным крестом в круге; средние — красным крестом в полукруге или одним знаком креста; малые — тремя точками, обведенными ломаным полукругом красного или черного цвета.

Традиция издавать такие календари сейчас возрождается, что, наверное, стоит только приветствовать.

Несколько слов надо сказать и о так называемых народных праздниках, которые испокон века прижились на Руси.

Все они посвящены определенным святым и по обычаю отмечаются населением очень широко, в то время как церковь относится к некоторым из них как к второстепенным праздникам.

Так, в русских деревнях с давних пор укоренился обычай "гулять три дня кряду" в честь того святого, которому посвящена деревенская часовня или приходская церковь.

Очень любим сельским населением "Юрьев день" (6 мая), но поскольку речь идет о великомученике Георгии Победоносце, на этот раз церковное и народное торжества совпадают.

С большим энтузиазмом праздновали крестьяне Николин день (22 мая), Иванов день, или Ивана Купала (7 июля), Петров день (12 июля), Ильин день (2 августа).

Праздновал народ и "солнцевороты", приурочивая зимний к Рождественским святкам и Васильеву дню ("старый Новый год"), а летний — к Иванову дню.

Зимой главным увеселением было колядование. Летом — зажигание огней, прыгание через костры, хороводы, купания, всевозможные игры и забавы.

К праздникам (хотя для нас и нерадостным) можно также отнести Дни поминовения усопших. К ним причислены: Вселенская родительская мясопустная суббота (последняя суббота перед началом Масленицы), Троицкая родительская суббота (последняя перед Днем Святой Троицы). Суббота второй седмицы (недели) Великого поста, суббота третьей седмицы Великого поста, Радоница (понедельник или вторник недели, следующей за Пасхальной неделей). Суббота Димитриевская (последняя в октябре).

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона,
архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Диск «Иконы Пресвятой Богородицы» разработан православным приходом во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска. На диске представлено свыше четырёхсот наименований икон Божией Матери общим числом более двух тысяч, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых. По каждому наименованию приводится краткое описание.

Поиск икон осуществляется по алфавиту, а для упомянутых в месяцеслове – дополнительно по датам празднования.

Также представлен ряд статей по иконописи и иконографии. Материалы диска сопровождает молебное пение ко Пресвятой Богородице с каноном и акафистом в исполнении мужской группы хора храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалацкая г. Новосибирска.

Чудотворные иконы Божьей Матери
Чудотворные иконы Божьей Матери
Чудотворные иконы Богородицы

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников

Более 2 000 икон Пресвятой Богородицы

Свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых.

Православные комментарии ( 4 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
В

🙏 Положение пояса Пресвятой Богородицы. 🙏
Отмечается как малый праздник 13 сентября. Божия Матерь, как уже говорилось, была замечательной рукодельницей, превосходно шила и вышивала (в том числе и церковные облачения). Кроме упомянутой ризы после Ее Успения христианами бережно сохранялся и Ее пояс: сначала в Иерусалиме, потом в Константинополе, затем в Халкопратиях.
Он обладал исцеляющей силой, даровал победы греческим императорам, бравшим его с собой в походы. Части этого пояса были положены в особые футляры (ковчеги): в Трирском монастыре в Германии, в Ватопедском монастыре на Афоне и в Зугдидской церкви в Грузии.
Ответить
Поделиться
В

🙏 Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. 🙏
Празднуется 15 июля. В 1 в. н.э. на палестинской земле все еще существовал обычай хоронить умерших в пеленах (подобие бинтов, оборачиваемых вокруг тела, умащенного ароматическими снадобьями). Одежда же еще при жизни завещалась ее владельцем кому-нибудь из близких. Так поступила и Матерь Божия перед Своим Успением, завещавшая хранение Своих риз благочестивой христианской семье.
Но в V в. среди потомков этой семьи оказалась иудейка, все поведение которой внушало опасения за сохранность священной реликвии, и два грека-христианина — Гельбий и Кандид — вызвались похитить последнюю.
Риза Пресвятой Богородицы была доставлена ими в Константинополь, где для нее был возведен храм. С пребыванием реликвии в византийской столице связано много чудесных явлений. Но было и немало богоборческих козней против нее. Так, храм однажды сгорел, риза исчезла. Однако части ее удалось все-таки обрести и сохранить. Теперь они сберегаются в Риме и в Москве.
Ответить
Поделиться
В

🙏 Положение ризы Господней в Москве. 🙏
Отмечается 23 июля как торжественное событие, восходящее к XVII в., когда Русская Православная Церковь обрела бесценную реликвию — то, что было пощажено временем и осталось от одеяния Иисуса Христа, раздетого перед казнью. Для римских солдат, охранявших место распятия, Он был не более чем преступник, осужденный по закону, и по обычаю им предоставлялось право разделить Его одежду между собой (каждый кусок ткани в те времена стоил невероятно дорого).
Но, как ни удивительно, одеяния, сотканные Матерью Божией, оказались... без единого шва! Разрывать их на части было и несподручно, и жаль — решили разыграть по жребию, кому достанется все. Когда вскоре имя и слава Спасителя прогремели по всей империи, священная реликвия начала свое странствование по свету, переходя из рук в руки.
Долгие годы ею обладала христианская Грузия, но и она подверглась мусульманскому нашествию. Наконец персидский шах Аббас, покоривший эту страну, счел за лучшее переслать эту святыню Православия русскому царю Михаилу Федоровичу и сделал это в 1625 г. Исследованием ее подлинности занимался сам патриарх Филарет. Затем она была торжественно положена в ковчеге в Успенском соборе Кремля. С этого времени и установлен праздник.
Ответить
Поделиться