Производство икон в России

Производство икон и традиционность

В XIX в. в убранстве церквей и частных домов преобладал академический стиль. С возникновением романтических и националистических тенденций, характеризовавших европейское искусство XIX в., возрос интерес к истории, народности и всему «истинно русскому», в том числе к ранним иконам.

Это наложило отпечаток на изготовление русских икон того периода. В 1856 г. впервые был учрежден класс православной иконописи при Императорской Академии художеств. Одновременно были ужесточены требования церковных властей к тому, какие сюжеты считать допустимыми.

Это объяснялось в значительной степени тем, что большое распространение в среде православных верующих получили литографии с изображением католической Мадонны и страдающего Христа. Поклонение Пресвятой Деве Марии стремительно разошлось по всей Российской империи, как, впрочем, и по всему католическому миру того времени.

Это повлекло за собой создание новых и распространение старых сюжетов, изображающих Богоматерь. Постепенно Пресвятая Богородица перенимала все больше и больше божественных черт Иисуса. Это нашло отражение как в количестве посвященных Ей икон, так и в особенностях иконографии: Божия Матерь все чаще стала изображаться без Младенца Иисуса.

К концу XIX в. на смену влиянию барокко в иконописи пришло влияние арнуво, или так называемого модерна. Русские мастера начали уделять особое внимание оформлению обрамления иконы.

Рамы выполнялись с использованием драгоценных металлов, в виде сложных орнаментов и украшались жемчугом или эмалями. Теперь икона должна была подбираться под раму и имела, таким образом, чуть ли не вторичное значение.

Иконы XIX в. можно условно подразделить на три основные группы: те, что были выполнены в официальном «академическом» церковном стиле, преобладавшем в оформлении церквей в крупных городах; иконы традиционного стиля, который в основном сохранялся среди староверов; и иконы массового производства из иконописных мастерских, расположенных в окрестностях Москвы. Эти последние вошли в историю русского иконописного искусства как иконы фряжского письма.

Фряжские иконы

Фряжское письмо — наименование отклонений русской иконописной практики от условных канонических приемов изображения в сторону большей внешней правдивости. Термин происходит от искаженного слова «фрязи» (итальянцы), но по сути означает «иноземный».

Это иконописные изображения с реалистичной передачей ландшафта, мягкой пластикой ликов, написанные маслом и чрезмерно разукрашенные жемчугом, золотом фона, вызолоченными каймами и венцами святых. В XIX в. стиль приобрел широкое распространение не только в официальном искусстве, но и в народной иконописи.

Фряжские иконы
Фряжский стиль, XVIII в., 37х22 см.
  1. Икона Спаса Вседержителя в окладе, закрывающем все, кроме лица и рук Христа.
  2. Оклад украшен венцом (накладным нимбом) — изображением сияния, выходящего за пределы каймы образа.
  3. Кайма образа декорирована в технике басмы — тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц, первоначально каменных или деревянных, а позднее металлических.
  4. Риза — облачение — украшена цветочным орнаментом.
  5. Сама икона написана в натуралистическом стиле под явным влиянием барокко.
  6. Сфера в руке Христа отмечена католическим символом Всевидящего Ока
  7. Монограмма Христа выполнена по канону официальной Церкви — IИC XC

Металлические иконы

С ранних времен металлические иконы были широко распространены у русских людей, в особенности иконы небольшого размера, удобные в перевозке. Греческий священник Павел из Алеппо, посетивший Москву в середине XVII в., так писал в своих путевых заметках: «Все без исключения солдаты носят на груди красивый складень, состоящий из трех икон, который всюду берут с собой и с которым никогда не расстаются.

А когда солдат останавливается на привале, то всегда ставит складень на самое видное место и воздает ему почести». В XVIII в. в моду вошла чеканка по металлу, что привело к повсеместному использованию окладов — накладных украшений на икону, выполненных из серебра или латуни, или же расшитых жемчугом.

Оклад закрывает всю поверхность иконы, за исключением лица и рук святого. Известны примеры икон массового производства, на которых выписаны только голова и руки, а та часть иконы, которую должен закрывать оклад, выполнена в виде наброска или же вовсе представляет собой пустую поверхность.

Подобные незавершенные иконы подвергались резкой критике со стороны Церкви, но все равно продолжали изготовляться и даже получили популярность у населения. Особенно это касается староверов. Многие из них занимались отхожим промыслом и брали металлические иконы с собой, пока находились вдали от дома.

Икона преподобного Сергия Радонежского

На пороге XX в. официальная церковная иконопись испытывала сильное влияние светской портретной живописи, а также псевдорусского стиля, вошедшего тогда в моду. Эта икона является копией с иконы преподобного Сергия Радонежского, написанной в 1881 г. знаменитым живописцем В.М. Васнецовым (1848-1926), картины которого на мифологические и исторические темы стали основой целой школы псевдорусского стиля.

Икона преподобного Сергия Радонежского
Начало XX в., 124 х 71 см
  1. Вверху представлена Ветхозаветная Троица с Авраамом и Саррой.
  2. На боковых полях иконы изображены святой Иоаким и святая Феодосия.
  3. Фон иконы натуралистичен, а фигура и манера изображения традиционны.
  4. Рама иконы выполнена в стиле русского модерна.

Иконы массового производства

На протяжении XIX в. иконописные мастерские Палеха, Мстёры и Холуя постепенно превратились в своего рода иконописные фабрики, на которых было занято практически все трудоспособное население этих мест.

Роспись иконы в мастерских происходила по принципу конвейера: один человек грунтовал доски, другой писал одеяния, третий — лики, четвертый — наносил надписи и т.д. В работе у иконописцев могло одновременно находиться от 100 до 500 икон, а за неделю мастера писали до 600 икон.

Иконы массового производства
Иконы массового производства
Современные иконы массового производства
Современные иконы массового производства

Конец XIXв. ознаменовал собой появление фабрик, печатавших бумажные иконы, которые затем приклеивались на деревянную основу. Этот тип исполнения икон очень быстро превратился в основную продукцию на рынке товаров религиозного назначения.

Подобная тенденция сохранилась до наших дней. В XIX в. по многим причинам церковные власти были обеспокоены такой ситуацией. Бумажные иконы в своей массе оказались проводниками протестантских и католических сюжетов. Кроме того, популяризация бумажных икон означала, что тиражировались лишь самые распространенные религиозные сюжеты.

Помимо всего прочего, такие иконы быстро изнашиваются, и, разумеется, их нельзя реставрировать, но можно купить новые, что порождает небрежное отношение к святыне. Столь масштабное производство бумажных икон привело к угасанию традиционных центров русской иконописи.

Озабоченность официальной Церкви этими вопросами вылилась в Указ Священного Синода от 2 февраля 1902 г., запрещавший печатать иконы при церквях и монастырях.

Однако эти меры были не в силах остановить масштабную экспансию подобных икон. На сегодняшний день Церковь признает бумажные иконы и сама их производит.

Эти иконы служат примером современных икон массового производства. На фотографии хорошо видна их полиэтиленовая упаковка. Подобные иконы сегодня можно приобрести в любой церковной лавке или отделе православной литературы по всей России.

Пакетики с иконами скреплены ярлыком из плотной бумаги со словами заповеди Спасителя: «Да любите друг друга».

Более 2 000 икон Пресвятой Богородицы

Свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых.

Все Святые

Чудеса и краткие жития всех святых

Чудеса и краткие жития всех святых

Революция, иконоборчество и возрождение интереса к иконам
Революция, иконоборчество и возрождение интереса к иконам

Иконографический словарь

Важнейшие понятия и термины

Значительное число понятий и терминов, используемых в иконографии, взяты из греческого языка, поэтому могут вызвать некоторую сложность для понимания. В приводимом ниже минисловаре даются краткие, но емкие объяснения наиболее употребительных понятий, в которых должен разбираться каждый, кому интересно искусство иконописи.

Комментарии ( 46 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
Moder

🔥 Алтарный крест

На алтаре всегда присутствует алтарный крест, иногда снабженный подножием, так чтобы его можно было установить в вертикальном положении. Алтарный крест используется в богослужении во время процессий. Он состоит из двух частей, а в его середине заключен фрагмент Священных реликвий. Подобные кресты восходят к византийской эпохе, когда, согласно Традиции, в них вкладывали щепу от того Креста, на котором был распят Иисус — то есть фрагмент Истинного Креста Господня.

🔥 Ампулла

Сосуд с тонким горлышком для мира или святой воды. Начиная с Раннего Средневековья паломники привозили подобные ампуллы с изображениями церковных праздников как сувениры из путешествия в Святую Землю.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Аналой

Особый столик с наклонной крышкой для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Сюда, на аналой, помещается икона, празднуемая в данный день, чтобы прихожане знали, какому святому, событию или явлению посвящена сегодняшняя дата церковного календаря.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Ангел

(в пер. с греческого — «вестник»). Мистическое существо, как правило, посланник, осуществляющий связь между Богом и человеком, или защитник человека (ангел-хранитель). Ангелы в христианстве — неземные существа, часто имеющие человеческий облик. Они изображаются на праздничных иконах, таких как Ветхозаветная Троица, Вознесение Господне, Крещение Господне, Успение Богородицы и др. Ангелы-хранители обычно представлены на боковых полях иконы.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Ангел-хранитель

Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо бережет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, не оставляет и по смерти. В иконографии изображается в виде молодого человека в белом или светлом одеянии с крестом и/или мечом. Обычно представлен на боковых полях иконы.
img img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Апокрифические тексты

Письменные источники христианства, современные библейским текстам, но не признанные христианской традицией каноническими. Многие из апокрифических источников, тем не менее, используются православной Традицией. Некоторые из них входили в состав христианской Библии, прежде чем она на рубеже IV и V вв. приобрела свой окончательный вид.

🔥 Архангел

(в пер. с греческого — «предводитель ангелов»). В православной Традиции известны восемь архангелов: Михайл, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил.
img img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Ассист

Тонкие штрихи, выполненные золотой, серебряной или какой-либо светлой краской, которые накладывались на глаза и одежду для передачи световых бликов. По-другому назывались инокопью.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Атрибут

Отличительный признак, который используется для идентификации святого. Так, например, мученики-страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб изображаются в характерных древнерусских княжеских головных уборах; кроме того, мученики обычно одеты в красные плащи.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Басма

(в пер. с тюркского — «отпечаток») — тонкая металлическая рама иконы, часто из благородного металла с тисненым рельефным рисунком.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Богоматерь

Обозначение Девы Марии как Богородицы. В православном вероучении это принятое именование Пресвятой Девы.
img img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Венец

(от церковнославянского — «корона», «венок»). Нимб из металла, часто резной, украшенный полудрагоценными камнями или жемчугом.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Византийская эпоха (330-1453)

Официально ее началом считается 330 г., когда император Константин I Великий основал новую столицу — Константинополь. Год падения империи — 1453 г., когда Константинополь более чем через тысячу лет после своего основания перешел под власть турок.

🔥 Вязь

Надписи на иконах и имена святых обычно записываются вязью — особой формой письма, при которой часть букв пропускается. В результате надпись превращается в каллиграфический орнамент. Не существует четких правил или закономерностей, какие буквы пропускаются. Но чаще всего — это гласные или же буквы в середине слова.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Гессо

Смесь рыбьего клея и гипса. Иконная доска покрывалась именно такой смесью, а уже поверх нее писался сюжет иконы.

🔥 Гиматий

Четырехугольный кусок материи, который надевался на хитон. Один его конец оборачивался вокруг талии, а другой перебрасывался через плечо. Библейские святые (праотцы, пророки, апостолы и т.п.), как правило, облачены на иконах в хитон и гиматий. Иисус и Бог Отец также часто изображаются в этом одеянии.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Господствующая Церковь

Вероисповедание большинства населения на данной географической территории, пользующееся государственной поддержкой.

🔥 Деисус

(в пер. с греческого «моление»). Обозначение иконографической композиции, где Христос изображен в середине (чаще всего сидящим на престоле) с Богородицей слева и Иоанном Крестителем справа от Него. Их руки протянуты к Христу в молитвенном жесте. В России эта иконографическая композиция развилась в деисусный ряд иконостаса.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Диакон

(в пер. с греческого — «служитель»). В ранней Церкви диакон был помощником епископа. В Православной Церкви имеется три ступени служителей: диаконы, священники и епископы. Диакон является, таким образом, первой церковной ступенью и требует посвящения в сан. Он не может сам проводить церковные таинства (например, крещение или венчание), но становится помощником священников и епископов во время богослужения. Многие диаконы впоследствии делаются священниками, но это не обязательно.

🔥 Догмат

(в пер. с греческого — «учение»). Церковная доктрина, не подлежащая обсуждению. Ранней христианской Церковью был установлен ряд положений, обязательных для принятия христианским обществом, например учение о Воскресении Иисуса и Божественном Триединстве. Совокупность христианских доктрин и составляет христианское вероучение.

🔥 «Евангелие Раббулы»

Сирийская иллюстрированная рукопись Евангелия, относящаяся к VI в. Содержит изображение некоторых христианских праздников, вошедших впоследствии в каноническую иконографию.


🔥 Евсевий (ок. 260-340)

Епископ из Кесарии в Палестине, один из первых авторов, описавших историю Церкви, и первый человек, собравший разрозненные евангелия и разнообразные источники в целостное повествование.

🔥 Елеуса

Елеуса, или Умиление, — название иконы Богоматери, где подчеркивается неразрывность связи Богородицы и Младенца. Мать и Дитя обнимают друг друга или сидят, прижавшись щека к щеке.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Епитрахиль

Одно из обрядовых облачений православного священника, надеваемое через голову. Имеет вид передника с крестами, сшитого из двух спускающихся лент. Символизирует священнический сан. Без епитрахили священник не имеет права совершать церковные обряды.

🔥 Житие

(от латинского — «жизнь»). Жизнеописания святых. В связи с канонизацией святого создается история его жизни, где обосновывается его святость. Житие - особый жанр, в котором большое место занимают примеры благочестия и чудотворства.

🔥 «Знамение»

Иконы Богородицы, на которых Она изображена с руками, поднятыми в молитвенной позе.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Иконоборец

(в пер. с греческого — «разрушитель икон»). В лице императора Льва III, начавшего в VIII в. иконоборческую распрю, иконоборцы впервые получили поддержку своего отрицания икон, которые они считали несовместимыми с библейскими заповедями. Впоследствии понятие «иконоборцы» стало употребляться в отношении любых противников священных изображений.

🔥 Иконоборческая распря (730-843)

Идейный спор между иконодулами (сторонниками икон) и иконоборцами (гонителями икон), спорившими по поводу того, могут или нет иконы использоваться в христианстве.

🔥 Иконография

Учение об иконах, их содержании, атрибутах, символике и т.д. Иконография православных икон со временем кодифицировала определенные каноны изображения лиц, одежды и атрибутов. Сначала были кодифицированы иконы, посвященные христианским праздникам, затем иконы, представляющие Иисуса и Марию и, наконец, изображения святых в зависимости от того периода, к которому они относятся.

🔥 Иконодул

(в пер. с греческого — «служащий иконам»). Сторонник икон. Во время иконоборческой распри VIII—IX вв. так впервые были названы защитники икон.

🔥 Иконостас

Перегородка, отделяющая алтарь от остального пространства церкви. В своей полной форме иконостас представляет всю историю Церкви с Сотворения мира до настоящего времени, а также отражает основные церковные догматы. Однако во многих церквях иконостас представлен лишь отдельными иконами.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Инкарнация

(в пер. с латинского — «во плоти»). В христианстве — учение о богочеловеческой сущности Иисуса, являющегося Богом, но зачатого и рожденного Девой Марией в человеческом воплощении.

🔥 Исихазм

(в пер. с греческого — «покой», «тишина»). Медитативная молитва, посредством которой молящийся достигает внутренней тишины для обретения единства с Богом и наполнения божественным нерукотворным светом. Изначально исихастическая молитва в Православной Церкви связывалась с монашеством, но с XIV в. распространилась из монастыря на Афоне по всему славянскому миру В XIX в. исихастическая молитва получила широкое распространение среди православных мирян благодаря Иисусовой молитве.

🔥 Кадило

Металлический сосуд на цепочках, в котором на раскаленных углях тлеет ладан.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Камилавка

(в пер. с греческого «верблюжья»). Головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, в верхней части слегка расширен.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Киот

Декоративная рамка либо короб из металла или дерева с открывающейся стеклянной крышкой. Используется отчасти для защиты иконы от пыли и грязи, а также как элемент ее декоративного убранства.
img img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Клетка

Последовательность сюжетов иконы, окружающих центральное изображение. Обычно передает основные события из жития данного святого или главные церковные праздники. Клетки читаются в направлении слева направо: сначала верхний ряд, потом попарно сюжеты в левом и правом вертикальных рядах, затем — в нижнем ряду.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Ковчег

Углубление в иконной доске, в котором пишется основной сюжет иконы. Старые иконы (до XVII в.) всегда имели ковчег, затем на смену ему постепенно пришли рамы или басмы. Ковчег встречается и на некоторых новых иконах.

🔥 Кондак

Песнопения, исполняемые в православном богослужении после тропарей. Тропарь обычно связан с определенным святым или какой-то иконой.

🔥 Крест

Важнейший символ христианства. В православии, как правило, используется восьмиконечный крест. Верхняя перекладина обычно трактуется как надпись, которая, согласно Евангелию, была прикреплена к Кресту Иисуса. Косая перекладина — это планка, к которой были пригвождены ноги Христа, или же символ Андреевского креста, имеющего форму X. Андреевский крест символизирует апостола, который, согласно Преданию, принес христианство славянам.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Крест Лабарум

Крест, который римский император Константин I Великий поместил на свой штандарт. См. также Крест Хи-Ро.

🔥 Крест Хи-Ро

Символ, обозначающий первые две буквы имени Христа по-гречески. Этот символ встречается в христианских катакомбах уже с начала III в. Однако по-настоящему широкое распространение он получает после того, как Константин I Великий начал использовать его на своих боевых знаменах.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Культ

Исполнение религиозных действий, например обрядов, определенных ритуалов, молитв.

🔥 Куколь

Часть облачения монахов и монахинь, принявших великую схиму. Представляет собой черный четырехугольный кусок материи с капюшоном, украшенным символами Распятия (крест, копье, череп), а также буквенными символами имени Христа. Куколь носится поверх рясы.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Летопись

Хронологически организованное историческое повествование эпохи Средневековья, содержащее всевозможные связанные между собой сведения.

🔥 Мандорла

Сияние, окружающее Иисуса или (реже) Богоматерь. Мандорла олицетворяет божественную сущность Христа на таких иконах, как Преображение Господне, Спас в Силах, Успение Пресвятой Богородицы. Мандорла изображается в виде вертикально вытянутого овала, звезды или треугольника, символизирующего Троицу. В некоторых сюжетах в нее вписаны херувимы или серафимы, что подчеркивает ее принадлежность небесной сфере.

🔥 Мафорий

(в пер. с греческого — «покрывало»). Обозначение головного убора Богоматери.

🔥 Минея

(от церковнославянского — «месячная»). Богослужебная книга, содержащая службы годового цикла; полная минея состоит обычно из двенадцати книг по месяцам. Особым типом богослужебной книги является общая минея. Богослужебные тексты имеют здесь обобщенный характер типа «службы апостолам многим», «служба преподобному», «служба мученику» и т. д. Кроме месячных миней, были распространены праздничные минеи, содержащие службы лишь важнейшим праздникам и святым.

🔥 Митра

Головной убор священников и епископов, часть их богослужебного облачения.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Митрополит

Епископ, стоящий во главе крупной географической территории (например, митрополит Петербуржский и Ладожский). Епископы Православной Церкви должны иметь монашеский сан, а обычные священники могут вступать в брак.

🔥 Мученик

Обозначение категории святых, канонизированных как принявших мученическую смерть за веру.

🔥 Обет

Дар Богу, Церкви или святым, приносимый по обещанию или в благодарность за избавление от опасности, исцеление и проч.

🔥 Обратная перспектива

Техника живописи, когда линии сюжета указывают на зрителя и сходятся перед его глазами (в противоположность прямой перспективе, при которой линии собираются в самой удаленной от зрителя точке). На византийских и ранних русских иконах (а также более поздних иконах, подражающих древнему стилю) предметы и здания часто писались в обратной перспективе. Богословское объяснение обратной перспективы состоит в том, что икона представляет особый мир, где обычные законы природы не действуют.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Одигитрия

Накладное украшение из металла, жемчуга или (реже) ткани на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (лиц, рук, ступней). Элементами оклада могут быть риза, цата и барма.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Оклад

Накладное украшение из металла, жемчуга или (реже) ткани на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (лиц, рук, ступней). Элементами оклада могут быть риза, цата и барма.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Олифа

Защитное покрытие икон, которое в разогретом виде наносится на красочный слой. Олифа придает иконе блеск, однако впитывает загрязнения из окружающей среды. Поэтому покрытые олифой иконы со временем темнеют.

🔥 Омофор

Широкая лента с изображениями крестов, которая спускается обоими концами на грудь. Эта часть богослужебного одеяния епископа символизирует заблудших овец, которых он как пастырь несет на своих плечах.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Оранта

(в пер. с греческого — «молящийся»). Молитвенная поза, когда человек стоит с воздетыми руками и раскрытыми ладонями. Данный сюжет особенно распространился во время иконоборческой распри. В позе оранты обычно изображалась Богоматерь.
img
Ответить
Поделиться
Moder

🔥 Орарь

Длинная полоса парчовой или другой цветной материи, свободно ниспадающая с левого плеча диакона. Используется как элемент облачения для литургии, во время которой диакон держит конец ораря в левой руке.
img
Ответить
Поделиться
>