Первые иконы
Письменные источники ранних икон
Поскольку изобразительных источников иконографии очень мало, возникает необходимость обратиться к письменным источникам. Подобные письменные свидетельства встречаются достаточно часто. Первый письменный документ, упоминающий об иконах, — это апокрифические «Деяния Иоанна», датируемые серединой II в. В данном источнике приводится рассказ о Ликомеде и его жене Клеопатре, которых апостол Иоанн воскресил из мертвых. В знак благодарности супруги заказали портрет апостола, который поставили в спальне и стали почитать, возжигая перед ним свечи, принося к нему цветы и воскуривая благовония.
Согласно каноническому тексту, сам Иоанн отнесся к этому весьма скептически, задав супругам вопрос:
«Это один из ваших богов?».Услышав ответ Ликомеда и Клеопатры, Иоанн взял зеркало, убедился в физическом сходстве, а потом объяснил супругам, что подобным образом следует изображать только духовные сути: веру в Бога, страх Божий, единение, мудрость, чистоту помыслов и т.п.
Следовательно, этот сюжет осуждает почитание икон и одновременно подтверждает, что подобная практика существовала уже тогда. Отец Церкви Ориген оставил другое свидетельство. Он описывал представления, узнаваемые в иконописных сюжетах, например, как Иисус был рожден в пещере и спеленат. Эти детали присутствуют на иконах Рождества Христова.
Голгофа представлялась как место, где был похоронен прародитель рода человеческого Адам, — сцена, изображенная на иконах Распятия в виде черепа у основания Креста. Сохранился также текст IV в., приписываемый Эгерии, в котором галльская паломница сообщает о праздновании Входа Господня в Иерусалим. В числе прочего она рассказывает, как изображавший Иисуса епископ в сопровождении толп народа спускался с Масличной горы к Иерусалиму. У городских ворот его встречали и дети. Этот факт объясняет присутствие изображений детей на иконах, посвященных данному празднику.
Относящаяся к началу VII в. книга «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха повествует о том, что иконы использовались с целью вернуть воду в колодцы, и что лампады, зажженные перед иконами, таинственным образом не затухали в течение многих месяцев. Кроме того, иконы спасали верующих от искушения дьявола.
Со времен Византийской империи (ок. 390-1453) до наших дней дошли письма монаршего двора, где иконы упоминаются в качестве даров, а также решения Церковных Соборов, регламентировавшие использование икон. В более поздние исторические эпохи многочисленные хроники описывали иконы, которые перемещались из одного места в другое, появлялись где-то таинственным образом, а потом исчезали в заревах пожаров и войн.