3 мая в 1314 году, появился на свет Сергий Радонежский. Родители Кирилл и Мария были знатными боярами. Господь избрал Сергия, когда тот находился еще в чреве матери.
До рождения Сергия за Божественной литургией, все молящиеся и Мария три раза слышали восклицания ребенка. Первый раз он воскликнул во время чтения Святого Евангелия, второй раз восклицание было пели Херувимскую песню и в последний раз, когда были сказаны священником «Святая святынь». После рождения сына, Кирилл и Мария дали имя ему Варфоломей.
В первые дни после рождения сына Мария удивилась. Младенец, будучи совсем маленьким, держал пост по средам и по пятницам. Ребенок просто отказывался принимать молоко матери. Так же он не хотел и отказывался принимать молоко, каждый раз, когда Мария употребляла мясо. Увидев, что ребенок отказывается от молока, Мария отказалась от мяса вообще.
Когда Варфоломею исполнилось сель лет, родители отдали его и двух его братьев учиться. Старший брат Стефан и младший братик Петр отлично справлялись с учением, в то время когда их брат отставал от них. Кирилл и Мария бранили сына за неуспех в учебе.
Учитель же, наказывая ученика, занимался с ним помногу. А товарищи по учебе насмехались над ним. После этого Преподобный Сергий Радонежский взмолился к Господу со слезами на глазах и просил дать ему книжное разумение.
Однажды Кирилл послал Варфоломея в поле, чтоб тот присмотрел за лошадьми. По дороге мальчик увидел Ангела в иноческом образе, которого послал Бог. Стоя под дубом посередине поля, старец молился. Варфоломей тихо подошел к незнакомому человеку, преклонился и подождал, пока тот не закончит молиться.
Когда незнакомец окончил молиться, он благословил мальчика, поцеловав, спросил, чего тот хочет. Мальчик сказал, что больше всего хочет научиться грамоте. Старец, вознеся молитву к Господу, благословил его и исполнил его мечту. Старец приготовился уходить, но по просьбе Варфоломея он посетил их дом и познакомился с его родителями.
Родители Варфоломея встретили гостя и пригласили угоститься. Но старец сказал, что сначала нужно вкусить духовную пищу, и повелел Варфоломею прочесть Псалтирь. Варфоломей взял Псалтирь и начал стройно и красиво читать. Родители были очень удивлены такой перемене. Уходя, старец сказал родителям, что их сын станет великим человеком перед людьми и перед Богом.
После того дня, Варфоломей начал читать без труда и понимал все содержания прочитанных книг. С большим усердием углублялся в молитву и не пропускал Богослужений. Уже с детства он решил, что будет поститься, в среду и в пятницу он абсолютно ничего не ел, а в оставшиеся дни ел только хлеб и пил только воду.
Великий Сергий Радонежский
В 1328 году Кирилл и Мария переехали жить в Радонеж. В то время, когда их старшие сыновья создали семьи и женились, родители решили принять схиму в монастыре Пресвятой Богородицы города Хотькова. Старший сын Стефан, овдовев, тоже принял иночество здесь. После смерти родителей, Стефан и Варфоломей удалились в лес.
Там братья построили келлию и небольшую церковь. Церковь освятили во Имя Святой Троицы. Но брат Стефан не мог жить в пустынном месте, он покинул Сергия и поехал в Богоявленский монастырь, который находился в Москве.
7 октября в 1337 году Преподобный получил пострижение с именем – Святой мученик Сергий. Со временем он становился известным другим инокам, которые искали встречу с ним. Преподобный Сергий радовался всем больным, которые приходили к нему, и встречал всех очень тепло и с большой любовью. Вскоре в маленькой церквушке собралось 12 иноков.
Преподобный Сергий Радонежский отличался от них своим трудолюбием. Он очень любил печь хлеб, рубить дрова, он очень хорошо и качественно шил одежду. Своими трудолюбивыми руками он создал несколько келий. Всю работу Сергий выполнял с молитвой и постом. Братия были сильно удивлены, что с таким постом его здоровье укреплялось, а не наоборот.
После многих попыток построить в церкви строгое общежитие, Преподобный Сергий Радонежский покинул обитель. Он построил новую обитель на реке Киржач. Церковь основалась в честь Благовещания Пресвятой Богородицы. В прежней обители исчезал порядок, и иноки просили вернуть Сергия обратно. Сергий вернулся в прежнюю церковь, а новую церковь он оставил своему ученику.
Преподобный Сергий Радонежский обладал силой исцеления. После одного чудесного исцеления, когда Сергий воскресил одного ребенка, к нему начали приходить люди с самых разных мест. Никто не уходил от исцелителя, пока не получали необходимое исцеление или совет.
Когда Сергий Радонежский достиг глубокой старости, за полгода до смерти он позвал к себе братию. На игуменство он благословил своего опытного и послушного ученика Никона.
25 сентября в 1392 году Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу. Но перед этим он в последний раз дал наставление братиям, чтобы те имели страх Божий, душевную чистоту и любовь без лицемерия.
В октябрьском церковном календаре вновь встречается и дорогое нам имя преподобного Сергия Радонежского, разделившего славу князя Дмитрия Донского в победе над Мамаем на Куликовом поле, ибо он выступил духовным наставником полководца. Однако и до этой битвы влияние и деятельность игумена Троицкого монастыря были огромны. Созданная им обитель стала крупнейшим очагом русской духовности, где генерировались идеи, нацеленные на, собирание русских земель в монолитное целое, на накопление сил для освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
Крылатые слова
📖 Хлеб насущный. 📖
Известная предтрапезная молитва, приведенная в начальной главе этой книги, содержится в Евангелии от Матфея, а здесь — только два слова из нее. Слово "насущный" означает необходимый "на существование". В переносном смысле выражение употребляют, когда речь идет о чем-то крайне необходимом (для жизни или деятельности), без чего ни то, ни другое невозможно.
📖 Не хлебом единым... 📖
У Матфея и Луки сказано: "Не о хлебе едином жив будет человек". И эта более точная цитата тоже распространена в литературе и речи. Здесь она употребляется в прямом значении: поиск пропитания или погоня за материальным благополучием — это далеко не все, что нужно человеку, если он хочет называться таковым, ибо без духовных потребностей, к удовлетворению которых он должен стремиться, человек деградирует и его жизнь теряет всякий смысл.
📖 Соль земли. 📖
Сочетание это используется в литературе и речи для совокупной характеристики заслуг той части общества, которая более всего отдает сил и таланта для его блага. Выражение взято из Евангелия от Матфея, в котором Христос так говорит о Своих апостолах.
📖 Питаться медом и акридами. 📖
По свидетельству апостола Марка, Иоанн Предтеча, живя в пустынном уединении, "ел акриды и дикий мед". (По-гречески "акриды" — один из видов саранчи.) Выражение это, с сочувствием, но не без иронии, используется, когда говорят о человеке, живущем впроголодь либо в результате обстоятельств, либо из скопидомства.
📖 Суббота для человека, а не человек для Субботы. 📖
В евангельском рассказе от Марка говорится о фарисеях, которые принялись было укорять Христа за то, что Его изголодавшиеся ученики, проходя полем, срывали колосья. Это было в субботу, когда иудейский закон запрещал даже самую малую "трудовую деятельность" — на это и упирали фарисеи. В ответ Иисус напомнил, как почитаемый ими Давид, будучи голодным, стал есть в храме жертвенные хлебы, полагавшиеся только священникам. "Суббота для человека, а не человек для Субботы", — так заключил Иисус Свое нравоучение. Его смысл: грош цена безнравственным законам, инструкциям, обычаям, когда их исполнение идет во вред человеку.
📖 Отрясти прах от ног своих. 📖
Это выражение отнюдь не песне "Отречемся от старого мира" обязано своим происхождением, хотя в ней и употреблено. Это поучение Иисуса Христа, запечатленное апостолами Матфеем, Марком и Лукой: "Если кто не примет вас и не послушает ваших слов, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших". Так и в наши дни говорят, когда решительно порывают с чем-то или кем-то, уходят в полном разочаровании, навсегда.
📖 Много званых, но мало избранных. 📖
Цитата из Евангелия от Матфея. Ныне используется, когда хотят подчеркнуть, что в том или ином "блестящем собрании" светил науки, литературы, искусства и т.д. не так уж много истинно талантливых и по настоящему заслуженных людей, а также то, что спесивые люди в действительности, как правило, бездарны.
В октябрьском церковном календаре вновь встречается и дорогое нам имя преподобного Сергия Радонежского, разделившего славу князя Дмитрия Донского в победе над Мамаем на Куликовом поле, ибо он выступил духовным наставником полководца. Однако и до этой битвы влияние и деятельность игумена Троицкого монастыря были огромны. Созданная им обитель стала крупнейшим очагом русской духовности, где генерировались идеи, нацеленные на, собирание русских земель в монолитное целое, на накопление сил для освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
Крылатые слова
📖 Хлеб насущный. 📖
Известная предтрапезная молитва, приведенная в начальной главе этой книги, содержится в Евангелии от Матфея, а здесь — только два слова из нее. Слово "насущный" означает необходимый "на существование". В переносном смысле выражение употребляют, когда речь идет о чем-то крайне необходимом (для жизни или деятельности), без чего ни то, ни другое невозможно.
📖 Не хлебом единым... 📖
У Матфея и Луки сказано: "Не о хлебе едином жив будет человек". И эта более точная цитата тоже распространена в литературе и речи. Здесь она употребляется в прямом значении: поиск пропитания или погоня за материальным благополучием — это далеко не все, что нужно человеку, если он хочет называться таковым, ибо без духовных потребностей, к удовлетворению которых он должен стремиться, человек деградирует и его жизнь теряет всякий смысл.
📖 Соль земли. 📖
Сочетание это используется в литературе и речи для совокупной характеристики заслуг той части общества, которая более всего отдает сил и таланта для его блага. Выражение взято из Евангелия от Матфея, в котором Христос так говорит о Своих апостолах.
📖 Питаться медом и акридами. 📖
По свидетельству апостола Марка, Иоанн Предтеча, живя в пустынном уединении, "ел акриды и дикий мед". (По-гречески "акриды" — один из видов саранчи.) Выражение это, с сочувствием, но не без иронии, используется, когда говорят о человеке, живущем впроголодь либо в результате обстоятельств, либо из скопидомства.
📖 Суббота для человека, а не человек для Субботы. 📖
В евангельском рассказе от Марка говорится о фарисеях, которые принялись было укорять Христа за то, что Его изголодавшиеся ученики, проходя полем, срывали колосья. Это было в субботу, когда иудейский закон запрещал даже самую малую "трудовую деятельность" — на это и упирали фарисеи. В ответ Иисус напомнил, как почитаемый ими Давид, будучи голодным, стал есть в храме жертвенные хлебы, полагавшиеся только священникам. "Суббота для человека, а не человек для Субботы", — так заключил Иисус Свое нравоучение. Его смысл: грош цена безнравственным законам, инструкциям, обычаям, когда их исполнение идет во вред человеку.
📖 Отрясти прах от ног своих. 📖
Это выражение отнюдь не песне "Отречемся от старого мира" обязано своим происхождением, хотя в ней и употреблено. Это поучение Иисуса Христа, запечатленное апостолами Матфеем, Марком и Лукой: "Если кто не примет вас и не послушает ваших слов, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших". Так и в наши дни говорят, когда решительно порывают с чем-то или кем-то, уходят в полном разочаровании, навсегда.
📖 Много званых, но мало избранных. 📖
Цитата из Евангелия от Матфея. Ныне используется, когда хотят подчеркнуть, что в том или ином "блестящем собрании" светил науки, литературы, искусства и т.д. не так уж много истинно талантливых и по настоящему заслуженных людей, а также то, что спесивые люди в действительности, как правило, бездарны.