Иконы Пресвятой Троицы вышитые бисером
Ветхозаветная Троица Рублева
Можно смело утверждать, что в мире живописи, светской и церковной, не создано ничего более значимого, чем Пресвятая Троица Андрея Рублева. Это величайшая святыня человечества до глубины пронзает человеческое сердце и не дает покоя искусствоведам.
Чем больше вглядывается зритель в лики трех кротких ангелов, тем сильнее ощущает умиротворенность, спокойствие и дивную гармонию, царящую в окружающем его мире.
Монастырская летопись повествует, что настоятель Свято-Троицкой Лавры Никон, будучи в годах весьма преклонных, призвал прославленных иконописцев Андрея Рублева и Данила Черного расписать Троицкий собор. Игумен понимал, что никто другой не справится с этой работой так, как эти двое. Ведь нужны были не только сюжетные картины, но и образа. Да такие, которые и полагается иметь в Лавре Святого Сергия.
Первейшим заданием для изографов было написать большую храмовую икону. В те времена Пресвятая Троица была одним из любимейших образов среди церковных живописцев. Сюжет ее основывался на истории явления Бога Аврааму под Мамрийским дубом. Троица Рублева лишена многих элементов. Нет на ней Авраама и теленка, которого он заклал. Нет Сарры и испеченного ею хлеба. Есть только три ангела, которые собрались для тихой беседы. А на столе вместо всех яств – Чаша. Образ лишен динамики. Взоры ангелов устремлены в вечность. Это неподвижное триединое созерцание, смиренное, мудрое, непостижимое человеческой логикой.
За спиной каждого ангела изображен его символ. За средним – дерево, как символ жизни, прообраз будущих страданий Христа. За спиной второго ангела – палаты. В древнерусской иконографии они были образом постижения истины. Тот, кто созидал свой внутренний мир, уподоблялся зодчему. За третьим ангелом изображена гора – символ мира горнего и в целом всего возвышенного.
Ангел, изображенный слева, символизирует Бога Отца. Его благословляющий жест направлен на Чашу. Ангел посередине – образ Христа. Его рука смиренно положена на Престол. Ангел справа – Дух Святой. Он беседует с Отцом и утешает обреченного на жертву во имя человечества Христа.
Образ Пресвятой Троицы просто и понятно воспринимается каждым человеком, независимо от того, насколько он сведущ в живописи, в частности, церковной. Однако содержание ее безгранично. Над землей пронесется еще много веков, но, как и сегодня, она будет зачаровывать и пробуждать человеческое самосознание. Не зря ведь Рублева называют гениальным поэтом в живописи.
Изображенная боговдохновенным мастером Пресвятая Троица удивительна еще и потому, что в ней, как ни в одной другой, столь сильно не проявилась идея единства. Следует напомнить, что великий мастер жил во времена, когда Русь, а в те времена еще Московия, была брошена в огонь междоусобных войн.
Три собравшихся за столом ангела символизируют согласие. Их фигуры вписаны в символический круг, а линии одежды и краски плавно дополняют друг друга. Будьте едины
– завещал ученикам Христос. К тому же призывает современников Андрей Рублев. Слова эти очень важно услышать и нам.
В конце XVIII в. вследствие западноевропейского влияния в России возросло количество созерцательных икон, перед которыми православные верующие обращали свои молитвы к Святой Троице. Одним из ярких примеров является икона под названием «Всевидящее Око». Идея подобного иконописного изображения заключается в том, чтобы показать всеведущность, вездесущность, всеблагость и всеобъемлющность Создателя. Образ наблюдения, принятия решения, осуждения или прощения — это и есть Всевидящее Око Господа Бога, Бога Сына и Святого Духа. Основной для композиционного решения данного сюжета послужило символическое представление «Ока провидения», заключенного в треугольник, символизирующий Троицу. Однако со временем в православной иконографии эта символика получила иное выражение.
Сюжет считается весьма противоречивым из-за его умозрительного воплощения вследствие осознанной необходимости представления Бога с помощью изобразительных средств. Кроме того, возникновение этого сюжета часто связывается с масонскими орденами, которые, по мнению консервативных представителей Церкви, влияли на христианство в XIX в. Поэтому к иконописным сюжетам, предположительно связанным с масонством, относились достаточно скептически.
Суздальская школа. XIXв., 26,5x21,5 см.