Иконы Иерусалимской Божьей Матери вышитые бисером

Иконография образа Иерусалимской Божьей Матери

Вышитая бисером икона Иерусалимская Богоматерь
Вышитая бисером икона Иерусалимская Богоматерь

Иерусалимская Божья Матерь держит повернувшегося к Ней вполоборота Младенца Христа на правой руке. Левая ножка Младенца подогнута так, что складки гиматия обнажают ступню (иногда в списках иконы показана обнаженная подошва, подобно тому, как изображается Христос на иконах «Богоматери Тихвинской»).

Охристый просторный гиматий с золотистым ассистом наброшен на левое плечо Спасителя. Под ним виден светлый хитон, украшенный орнаментом, препоясание киноварного цвета.

Пояс и темная полоса клава на правом плече Христа – знаки священнического облачения. Клав напоминает в данной иконографии «источники» – полосы на архиерейском стихаре, символизирующие дарованную иерархам благодать учительства. Облачения подчеркивают принадлежащее Богомладенцу архиерейское достоинство. Благословляющий жест, свиток в руке Христа указывают на цель Боговоплощения - служение делу преображения, спасения людей.

Характерен рисунок складок мафория Богородицы, широкие симметрично откинутые отвороты которого в различных новгородских изводах имеют красный либо изумрудно-зеленый цвет.

Отличие от прочих типов иконографии Одигитрии – зеркальность образа. На большинстве икон Богомладенец находится на левой руке Богоматери; здесь Христос покоится на правой руке, левой же Она указывает на Него. Лики Христа и Богородицы обращены друг к другу, а не к молящимся, что делает образ мягче, чем, например, Одигитрия Казанская.

Близкие по типу иконографии – «Богоматерь Царьградская» (находится в Государственной Третьяковской Галерее), «Богоматерь Гребенская» (в собрании Загорского художественного музея).

История образа Иерусалимской Божьей Матери

Предание приписывает создание образа Иерусалимской божьей матери Евангелисту Луке; написана икона была через 15 лет после события Вознесения Христова. Церковные летописцы повествуют о перенесении ее в 453 г. из Иерусалима в Константинополь, где благодаря ее заступничеству одержана была победа над скифами. Следующие триста лет местом пребывания образа был Влахернский храм, где находились пояс Богородицы, многие Ее чудотворные образа.

Икона Богородица Иерусалимская вышитая бисером
Икона Богородица Иерусалимская вышитая бисером

Крещение Руси было ознаменовано многими драгоценными дарами от греков новокрещенному народу. По одной из версий, Император Византии Лев VI Философ передал икону в дар Великому Киевскому князю Владимиру Святославовичу. Тот одарил святыней новгородцев по принятии ими христианской веры. Предположительно, до середины XVI в. образ находился в Софийском соборе Новгорода. Царь Иоанн Грозный, покоривший вольнолюбивых новгородцев в 1571 году, перенес святыню в главный храм стольного града. В Успенском соборе Москвы икона пребывала вплоть до «нашествия двунадесяти языков» 1812 года.

По другой версии, появление иконы Иерусалимской божьей матери в пределах славянских земель было связано с набегами руссов на Константинополь. В одном из таких походов X века образ был захвачен и увезен в Херсон. Как бы то ни было, образ был утрачен с приходом в Москву наполеоновских войск, сохранились лишь позднейшие списки, самый ранний из которых относят к XV веку.

Известные списки иконы Иерусалимской Божьей Матери

Древний Софийский образ, послуживший основой для новгородских списков, утрачен, название иконы лишь указывает на иерусалимское происхождение прототипа. В Софийском соборе Константинополя, согласно летописям, до XV века также находился образ Богородицы, перенесенный из Иерусалима. В Царьграде, как о том повествуют исторические источники, находился и храм, освященный в честь Иерусалимской иконы Богоматери.

Вышивка бисером Иерусалимская Божья Матерь
Вышивка бисером Иерусалимская Божья Матерь

Наиболее известным в пределах нашей страны является новгородский список иконы Иерусалимской божьей матери, датируемый началом XVI в. Находится он не в храме, а в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. До 1934 г. пребывал в частном собрании А.М. и А.В.Мараевых. Икона достаточно велика, 105,7 х 82,9 см, что косвенно утверждает предание об апостольском происхождении образа, ибо Евангелисту Луке приписываются создание исключительно масштабных, монументальных изображений Богоматери.

Икона Иерусалимская Божья Матерь – одна из известнейших в петербургской музейной экспозиции. Она изображена на обложке фундаментального исследовательского издания 1994 года, посвященного образу Богоматери в произведениях из собрания Русского музея.

С XVIII века образ был повсеместно известен в пределах нашего Отечества. Известные почитаемые списки находились в костромской Кривоезерской пустыни, церкви волынского села Онышковец, Крестовоздвиженском женском монастыре Подольской губернии. Последняя была передана в дар обители Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в 1855 году.

В подмосковном Измайлове в 1867 году жители сел Коломенское, Дьяково и Садовой слободы, прибегшие к чудотворной помощи святыни, были избавлены от начавшейся эпидемии холеры. В советский период последнее упоминание о крестном ходе с измайловским списком иконы относится к 1926 году.

Иерусалимская Матерь Божья чтима московскими староверами, находится в старообрядческой общине Покровского собора на Рогожском кладбище. В Иерусалиме, в храме, воздвигнутом над гробницей Божьей Матери, хранится почитаемая икона кисти русской монахини-иконописца, насельницы одного из Иерусалимских монастырей. Написана она около столетия назад благодаря видению Богородицы, повелевшей изобразить Ее именно такой, какой Она увиделась.

По неподтвержденным сведениям, пропавшая в Москве в 1812 году икона находится в столице Франции, хранится в Нотр-Дам де Пари, соборе Парижской Богоматери. В российской же столице и доныне остаются точные списки образа, наиболее чтимые –

  • в Успенском соборе, прямо за Патриаршим местом, с изображением на полях апостолов и мучеников.
  • в Измайловском храме Рождества Христова
  • .

Храм в честь иконы Иерусалимской божьей матери построен в 1840-1846 годах в подмосковных Бронницах. Здесь также пребывает чудотворная икона, заступничеством которой местные жители были избавлены от морового поветрия холеры 1866 года. Празднование в честь этого события происходит ежегодно 12 августа. Список с чудотворной иконы Иерусалимская Божья Матерь находится в Троицком соборе города Подольска.

Иконы Иерусалимской Божьей Матери вышиты бисером с использованием янтаря, страз, жемчуга, канители, драгоценных и полудрагоценных камней. Лики написаны масляной краской на тонком холсте. Время на вышивку 2 месяца. Схемы и наборы для вышивки Иерусалимской Божией Матери не используются.

Вы забыли забрать подарок

По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского

Более 2000 икон Пресвятой Богородицы

Чудотворные иконы Божьей Матери
Чудотворные иконы Божьей Матери

Книга «Иконы Пресвятой Богородицы» разработана православным приходом во имя преподобного Серафима Саровского г. Новосибирска. В ней представлено свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых. По каждой иконе приводится описание.

А также чудеса и краткие жития всех святых

+ Книга по вышивке икон

Чудотворные иконы Богородицы

Автор-составитель: Валерий Мельников
Куратор: протоиерей Димитрий Сальников

+
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти