Распятие Христово — Страстная пятница
Праздники Пасхальной недели
Недвунадесятые праздники
Двунадесятые праздники
Распятие Христово
Распятие Христа на Голгофе является наиболее известным сюжетом из Нового Завета и самым распространенным символом православия. Однако в религиозном искусстве крест впервые появляется только после 313 г., когда христианство было официально признано римским императором Константином I Великим (272-337).
На иконах Распятия мертвый Иисус изображается на Кресте в окружении Богородицы, апостола Иоанна, а также часто — Марии Магдалины и Саломии, упоминаемых евангелистом Марком (Мк. 15:40). Иконография Распятия отсылает нас к ряду текстов — как библейских, так и апокрифических. Рядом с Крестом часто изображается воин, который поднес Иисусу губку, пропитанную уксусом (Мф. 27:33-38 и Мк. 15:26— 41), а также воины, разыгрывающие в кости рубище Иисуса, как о том повествует Евангелие от Иоанна (Ин. 19:23-24).
Нередки также изображения двух разбойников, которые, согласно Евангелию от Луки, были распяты вместе с Христом (Лк. 23:32-43). Кроме того, на иконах Распятия нередко присутствуют солнце и луна, и эта традиция восходит к самым ранним изображениям сцены Распятия из «Евангелия Раббулы» (VI в.).
Появлению небесных светил на этих иконах нет однозначного объяснения. Предположительно оно связано со строкой из «Деяний апостолов» (2:20): Солнце превратится во тьму и луна в кровь, прежде чем наступит день Господень великий и славный
. К апокрифическим источникам восходит предание о центурионе Лонгиний, изображаемом на иконах пронзающим копьем ребро умирающего на Кресте Иисуса.
В апокрифическом Евангелии от Никодима (прибл. IV в.) упоминается, что именно Лонгиний был тем воином, который вонзил копье в бок Христа, чтобы убедиться, что Тот испустил дух (Никодим 8:8). В одном из средневековых собраний христианских легенд под общим названием «Золотая легенда» (XIII в.) записано житие св. Лонгиния.
Римский воин страдал от глазной болезни и был почти слеп. Но в тот момент, когда он вонзил копье в тело Иисуса, кровь из раны брызнула ему на глаза, и он тотчас исцелился. Позже Лонгиний обратился в христианство и стал монахом. Традицию изображения черепа у подножия Креста объясняет один из отцов Церкви Ориген (ок. 185-254), который, цитируя древнееврейские тексты, указывает на то, что евреи рассматривают Голгофу как место погребения Адама — первого человека.
Именно череп, обозначающий прах прародителя всех людей, традиционно присутствует у основания Креста. Его символический смысл заключен в послании апостола Павла к коринфянам:
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15:22-23).