Святая Троица
Праздники Пасхальной недели
Недвунадесятые праздники
Двунадесятые праздники
Святая Троица — 50-й день после Пасхи
Святая Троица — последний из переходящих праздников в православном церковном календаре — называется также Днем Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо в этот праздник прославляется Сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков:
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2:2-4).
Данная икона представляет собой еще один пример того, что сюжет иконописного изображения не всегда точно соответствует евангелическим текстам. В иконографии Сошествия Святого Духа на апостолов присутствует несколько вариантов икон, различающихся между собой как композиционным решением, так и способами воплощения Святого Духа, кроме традиционного изображения Его в виде голубя. На всех иконах представлены апостолы, бывшие рядом с Христом в Великий четверг. На данной иконе они расположены полукругом, или триклинием. Тем не менее, фигуры некоторых из учеников Иисуса заменены здесь фигурами апостола Павла и евангелистов Матфея и Луки. На других иконописных вариантах праздника изображается Пресвятая Богородица. В нижней части иконы в темном пространстве крипты, напоминающей пещеру, иногда пишется фигура царя, знаменующая собой совокупность людей, бывших свидетелями Сошествия Святого Духа.
Сюжет с Пресвятой Богородицей встречается в «Евангелии Раббулы» с VI в. Он является весьма ранним и напоминает по стилю и расположению фигур икону Вознесения Господня. Версию же иконы с изображением царя можно увидеть только начиная с XII в. Именно к этому времени относится мозаика в соборе Святой Софии, что в Константинополе, представляющая двенадцать апостолов, полукругом окружающих фигуру царя. С XII в. иконы Сошествия Святого Духа на апостолов с изображением царя, растягивающего в руках плат, на котором уложено двенадцать свитков, символизирующих апостольскую проповедь, известны и в России.
Полукруг, или триклиний, сидящих апостолов считается наиболее ранним иконографическим сюжетом праздника. Дело в том, что такое расположение фигур использовалось также в иконографии Вселенских Соборов, на которые не допускались женщины. Поэтому даже Богоматерь не могла быть изображена в то время на подобной иконе.
В православном мире праздник Сошествия Святого Духа на апостолов имеет также названия Пятидесятницы и Святой Троицы, поэтому вместо традиционного сюжета праздника иногда используется изображение Ветхозаветной Троицы.
Православные верующие знают, что в этом месяце им почти неизбежно придется встретиться с каким-то отрезком довольно-таки сурового Петрова поста (точнее — Поста Святых апостолов). Пост этот уникален среди всех четырех многодневных. В отличие от трех остальных "Петров" не фиксирован по продолжительности. В зависимости от того, насколько ранняя или поздняя наступает в данном году Пасха и когда в связи с этим выпадает день Святой Троицы, которую положено праздновать только одну неделю, наступающий после недельного торжества Петров пост может, волею лунного календаря, длиться от одной до шести недель! Но, как уже говорилось, июнь-то он "зацепит", и почти обязательно, потому что фиксированный календарем день дозволенного разрешения этого поста приходится всего лишь на начало второй декады июля. Подсчеты показывают, что короткие "Петровки" (как еще называют этот пост) — явление редкое.
Итак, июню пост фактически обеспечен. А вот что касается празднования Троицы, то здесь у него прерогативу время от времени отнимает конец мая. Тем не менее сделаем в данном случае так же, как в мае мы допустили празднование Вознесения, то есть условно обозначим день Святой Троицы (именуемой еще Пятидесятницей за то, что празднуется на пятидесятый день после Пасхи), одной из дат июня. (Ну а к "Петровкам" еще вернемся.)
Троицын день! Понимает ли каждый, что это значит? Заученные понятия, вроде "Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой" — вряд ли пронижут человеческое сердце и разум, если не будет осмыслено и прочувствовано то, что произошло, что открылось многочисленным ученикам Христа в результате реальной и лютой смерти Иисуса, которой они были свидетели, чудесного Воскресения их Славного Учителя и, наконец, Его Вознесения в бездну Космоса, к которой Он, оказывается, и принадлежал.
Абсолют могущества, который как бы нехотя и время от времени являл им Иисус, призванный пройти адские испытания в образе и плоти человека, не был еще осознан до этого часа соратниками Христа. Лишь убедившись в том, что "немыслимое" стало реальным, они поняли, что Абсолют всемогущ и неделим, а Спаситель, посланный в их грешный мир, — это лишь ипостась Божественного Абсолюта.
Хотелось бы, чтобы читатель задумался: как это могло бы быть в Святой Троице, чтобы "кто-то" был "над кем-то"? Есть Один Единосущный, проявившийся в трех ипостасях апостолам и другим свидетелям сакральных событий 2000-летней давности. Перевод этих событий на человеческие мерки и порождал несусветную ересь в рядах некоторых христиан. Когда же сами апостолы осознали истину, то ничто уже не могло их поколебать в ее незыблемости. Им, общавшимся с Христом, каждое слово Которого западало в душу и каждое деяние переворачивало обыденный мир, уже не страшны были никакие пытки и истязания — с именем Бога и кончили они в мучениях свою земную жизнь.
Давайте, дорогой читатель, подумаем над тем, что произошло тогда и стало достоянием реальной истории человечества, как это могло произойти веками раньше или веками позже в обозримых пределах развития цивилизации. Но особенно задумаемся о том, что с нею сталось впоследствии, от чего она ушла и к чему пришла...
В февральской подборке "Крылатых слов" мы уже касались попыток наивного "очеловечивания" облика Творца некоторыми иконописцами. Что ж, в недолгой земной жизни Он был и человеком (хотя вспомним, как у Флавия: "...если только можно назвать Его человеком"). Православное богословие крепко стоит на том, что в этот период Господь имел две природные сущности — Божественную и человеческую. Это ясно из всех данных, приводимых в Евангелии. Апостол Павел разъясняет, зачем это было необходимо: "Один посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос". И далее: "Сын Божий, как Вечное и Ипостасное Слово Божие, от вечности бывшее со Отцом и потом воплотившееся для нас человеков и для нашего спасения". В "Символе веры" тоже говорится, что Он "нас ради человеков и нашего ради спасения сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился" ( то есть сделался человеком, не переставая быть Богом, или, как говорит Иоанн Богослов, "Слово стало плотью").
Неоспоримый догмат Святой Троицы с трудом воспринимается и теперь некоторыми людьми, но, оказывается, так было когда-то и в среде самих апостолов:
Слова Христа из прощальной беседы с учениками, надеемся, наведут читателя на многие размышления. Ну, например, о том, что выдумать, "изобрести" такое триединство Ипостасей Божьих невозможно, это не укладывается ни в какой человеческий разум. Легче представить себе "белых карликов" или "черные дыры" в космосе. Легче поверить, что молодой астронавт, полетав годик-другой с околосветовой скоростью, найдет по возвращении оставленных им малых детей своих глубокими стариками, а то и встретится с праправнуками, тем более что эта немыслимая реалия доказана точными математическими расчетами. А вот вообразить, представить себе и описать триединство у нас нет сил. В православной духовной литературе этот догмат называется "откровением Божьим" и сомнению не подлежит.
Иисус, как мы только что читали, многократно призывает учеников верить, а не докапываться до сути недоступного и невообразимого для них. Если бы было иначе и человек мог бы досконально разобраться во всем, что касается Божественного, то это была бы уже не вера, не так ли, дорогой читатель?
Более чем полтора тысячелетия духовные наследники святых апостолов горячо и самоотверженно отстаивают первородную чистоту христианского вероучения от бесконечных атак "богословов" еретического толка, которые тщатся приспособить его к уровню своего понимания или того хуже — сделать его орудием, используемым во имя определенных земных вожделений. Оголтелый "плюрализм" вел только к расколам в христианских рядах, образованию различных вероисповеданий, "церквей", общин и сект, культивировавшихся на радость богоборческим силам.
Православие потому так и именуется, что оно в самом благом смысле ортодоксально (это слово — от греческих "правый" и "мнение"). В его основе — догматы, завещанные Иисусом Христом и его сподвижниками. Триединство Бога в Его ипостасях — один из главных. В знак безусловного признания этого православные, совершая крестное знамение, соединяют вместе три перста правой руки.
Празднование Троицы посвящено моменту осознания Божеского триединства апостолами Христа, когда, предупрежденные Иисусом о времени свершения чуда, они принародно сподобились сошествию на них Духа Святого и обнаружили в себе необычайное духовное и интеллектуальное могущество, обрели невероятную стойкость и энергию, самоотверженность и бесстрашие, необходимые для продолжения дела Христа в тогдашних условиях дичайшей жестокости, варварства и деспотизма. С этого момента жизнь каждого из них стала подвигом. (Практически не укладывается в сознании, что эта горстка людей, осиянных благодатью Божией, столкнула в пропасть деспотию Римской империи и завоевала полмира.)
Празднование Дня Святой Троицы, Пятидесятницы всегда приходится на воскресный день, а предшествует ему Троицкая родительская суббота.
С обычаями поминания родных на кладбищах читатель уже немного познакомился. Но надо добавить несколько слов о совершении так называемой тризны по усопшим. Это старый славянский обычай, при котором пришедшие на могилу родные и близкие убирают ее цветами, подправляют, обрамляя свежим дерном, — словом, наводят порядок, затем раскладывают на "жальнике" принесенную с собой снедь, поливают напитками и сами вкушают и пьют как бы за общей трапезой с умершими, общаясь с ними, поверяя им свои горести и радости. Фольклорные источники сохранили нам тексты ритуальных "причитаний", с которыми совершается тризна. Есть там, например, и такие слова:
Ты пожалуй (далее следует именное окликание),
Хлеба-соли покушати:
Дубовы столы порасставлены,
Яства сахарны наношены.
Из напитков, нередко хмельных и довольно крепких, выделяется так называемое "пивомедие", или "тризна". Это смесь из пива, меда, браги и виноградного вина. Пили "тризну" в подобный день наши предки и дома, за поминальным столом.
Пресвятая Троица считается покровительницей урожая, и поэтому верующие в своих молитвах просят о ниспослании доброго лета, благоприятствующего ему. Существует в связи с этим славный обычай, который грешно было не исполнять каждому православному:
В зеленом уборе на Троицу дома были не только снаружи, но и внутри. Святые образа украшались полевыми цветами. По углам комнат ставились свежесрубленные молодые березки, а пол устилался пахучими травами. Еще более зелено, цветисто и празднично выглядело внутреннее убранство храмов, при входе в которые прихожан обдавали все лесные и полевые ароматы. Запряжные экипажи и даже лодки, в которых катались на Троицу, были увиты зеленью, украшены ветвями берез. В домах накрывались праздничные столы. В живописных местах городов, сел и окрест были народные гулянья, веселья, игры, всевозможные развлечения, звучали песни, водились хороводы, захватывал русский удалой перепляс.
Троицын день почти совпадает и практически сливается издревле со старинным русским праздником Семиком, названным так оттого, что отмечался он по четвергам седьмой недели по Пасхе. Праздник этот признавался девичьим, и многие его ритуалы "перекочевали" к Троице. Например, обычай плести венки из цветов и, бросив их в воду, гадать о суженом или спрашивать у кукушки, сколько лет осталось девушке ждать замужества. Троицына неделя считается в народе еще и "русальной" (в лесах и на водах в эту пору проказничают русалки), с чем тоже были связаны молодежные игрища, мистификации и розыгрыши.
Следующий за Троицей понедельник празднуется как День Святого Духа, причем в народе он еще отмечается как именины земли (грех копать), а в некоторых местах считалось, что во время этого торжества молодым предоставляется наиболее удачный выбор жениха или невесты.
Любимые православными троицкие празднества завершаются в очередной воскресный день — Всех святых. Идут последние скоромные застолья, и люди готовятся с завтрашнего дня (понедельника) вступить в известный своей суровостью Петров пост — совершается "заговенье", приготовление к причащению.
📖 Петровками, в воскресенье, Дарья Александровна ездила к обедне причащать всех своих детей.
Л. Н. Толстой. Анна Каренина
Заметим, что в воскресенье, следующее за днем Всех святых, наша церковь отмечает и день Всех русских святых, хотя и выпадает он уже в постный период.
Как уже говорилось, продолжительность Петрова поста в различные годы может быть разной: от недели с днем до 6 недель. Но даже если он очень короток, все равно с его началом в силу вступает довольно жесткое требование по отношению к средам и пятницам. Дело в том, что в очень длительном промежутке между днем Всех святых и Рождеством Христовым верующим предстоит воздерживаться в эти дни не только от мясной и молочной пищи, но и от рыбы и растительного масла. (Исключение для двух последних продуктов можно сделать только тогда, когда среда или пятница совпадает со значительным праздником, отмечаемым Православной церковью, и, к счастью, таких праздников много.)
Петров пост еще называли "голодным постом", потому что хлеб и другие припасы от прошлого урожая были к этому времени на исходе, а дикорастущие дары природы (грибы, ягоды, орехи) еще не поспели, чтобы подкормить селянина. Да и рыбалка в эту пору была никудышная. Недаром родилась поговорка: "Июнь — на рыбу плюнь". И вот при таких условиях приходилось еще и очень напряженно трудиться. Вспомним из Некрасова:
Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос.
Но русский человек никогда не был в обиде на свою православную веру и стойко за нее держался, исполняя все правила христианского благочестия.
Кроме Троицыных дней июнь богат и славными храмовыми праздниками. Один из них радует нас уже первого числа — день Благоверного князя Дмитрия Донского. Если Москву мы называем "белокаменной", то именно благодаря ему (впервые возвел стены Кремля, позволившие отбить нашествие литовцев). Не раз войска князя Дмитрия били татар Золотой Орды, а на Куликовом поле в 1380 г. нанесли им такое страшное поражение, что это событие стало предвестником полного освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Мудрый правитель и объединитель русских княжеств вокруг Москвы, князь Дмитрий Иванович прожил неполных 39 лет...
А 3 июня нужно непременно почтить память равноапостольных Константина и Елены. Праведный император прославился тем, что в IV веке нашей эры узаконил христианство, а его благочестивая мать Елена отыскала Крест, на котором был распят Иисус, и воздвигла храм на месте Христовых мук...
Крылатые слова
📖 Да минует меня чаша сия. 📖
Так сказал в Своей молитве Христос в ожидании ареста и в предвидении будущей казни (согласно Евангелиям от Матфея, Луки и Марка). Так говорят в предчувствии какого-либо нежелаемого события, несчастья.
📖 Что делаешь, делай скорее. 📖
Сказано Христом Иуде Искариотскому, чьи мысли о предательстве были прочитаны Иисусом. Это евангельское выражение используется, когда хотят сказать, что чьи-то злые замыслы уже известны.
📖 Терновый венец. 📖
Согласно Евангелиям от Матфея, Марка и Иоанна, на голову Иисуса перед казнью был надет палачами венец, сплетенный из колючего терна, чтобы усилить страдания. Теперь этими словами подчеркивается самоотверженное подвижничество, страдание за правое дело.
📖 Вечный жид. 📖
По одной из версий о происхождении этого выражения, Иисус, которого заставили нести Свой крест к месту казни, попросил иудея Агасфера помочь донести непомерно тяжелую для измученного пытками Страдальца ношу, но тот отказался, за что впоследствии был обречен на вечные скитания. Первое из выделенных здесь выражений употребляется по отношению к тем, кто ни с кем не уживается, нигде не приходится ко двору, ни на чем не может остановить свой выбор и т.п. Второе — по отношению к стойким и мужественным исполнителям своего долга.
📖 Альфа и омега.📖
Как вспоминает в Апокалипсисе Иоанн Богослов, Христос сказал: "Я есмь альфа и омега, начало и конец". Эти два слова — названия первой и последней букв греческого алфавита. Смысл, вложенный в эти слова: Господь есть начало всего сущего и конечная цель, к которой оно должно стремиться. Вариантов переносного употребления этого словосочетания может быть много.
📖 Распни его!📖
Эти слова, по свидетельству евангелиста Марка, выкрикивала Пилату подученная фарисеями толпа, когда он обратился за ее волеизъявлением по поводу участи Иисуса. Мы же напоминаем этими словами о самодурстве и жестокости, когда нужно окоротить зарвавшихся обвинителей и преследователей.