Вознесение Господне
Праздники Пасхальной недели
Недвунадесятые праздники
Двунадесятые праздники
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи
В раннехристианской Церкви праздники Вознесения Господня и Святой Троицы отмечались в один день, но в V в. появился обычай отмечать вознесение плоти Иисуса Христа на небо за десять дней до Троицы.
Изображение общих мотивов на иконах Вознесения устанавливается уже с конца VI в., что подтверждается так называемыми ампуллами — небольшими бутылочками из терракоты или металла, наполненными маслом, — которые паломники привозили с собой из Святой Земли. На ампуллах изображались важнейшие события из жизни Иисуса, произошедшие в местах паломничества. Одним из обязательных сюжетов было именно Вознесение Господне, которое по преданию произошло на Масличной горе в Иерусалиме.
Изображения на подобных сосудах также свидетельствуют о том, что образ Пресвятой Богородицы довольно рано начали включать в сюжет Вознесения, хотя о Ней не упоминается в евангельских текстах, повествующих о Вознесении Спасителя.
В «Деяниях апостолов» — новозаветном тексте, послужившем источником сюжета иконы, — повествуется о том, что через 40 дней после Воскресения Христа и сразу после того, как Он дал Свои последние наставления ученикам, Спаситель на глазах у апостолов вознесся на облаке: «И когда они смотрели на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:10—11).
В центре иконы Вознесения Господня изображается Пресвятая Богородица в окружении апостолов. Примечателен тот факт, что среди учеников Христа может отсутствовать изображение апостола Павла. Это связано с тем, что Павел не знал Иисуса Христа при Его земной жизни, но в силу особых проповеднических заслуг вошел в число апостолов, и при перечислении их следует вторым сразу за апостолом Петром.
Поскольку иконы являются иллюстрациями письменных источников, можно предположить, что наряду с возникновением данного иконографического сюжета существовал некий рукописный текст, не дошедший до наших дней. Почитание Пресвятой Богородицы, или так называемый культ Девы Марии, особенно распространенный в Сирии в VI в., оказал, таким образом, существенное влияние на формирование иконописногс сюжета праздника.
Явившийся к своим ученикам живым через три дня после гибели на кресте Иисус Христос должен был еще довершить Свою славную миссию на Земле. После этого, как они свидетельствуют, Он вознесся на небо. В память об этом чудесном событии и установлен праздник Вознесения, который отмечается на сороковой день после дня Светлого Христова Воскресения (Пасхи).
На май очень часто выпадает и один из "двунадесятых" праздников Православия — Вознесение Господне. Церковь признает его как "праздник радости и утешения". К концу дня с колоколен звучит благовест ко всенощной. В храмах собираются празднично одетые люди. После положенной молитвы совершается вокруг храма крёстный ход. После всенощной — небольшой перерыв, и начинается заутреня. Людей очаровывает хоровое пение, праздничный перезвон. Этот праздник Православная церковь отмечает на 40 - ой день после Пасхи. Продолжается он девять дней.
Православные считают этот праздник также "свидетельством совершившегося искупления, примирения Бога с миром и всегдашнего благословения Его на церковь, ибо Господь благословил ее и, не окончив, а продолжая благословение, вознесся на небо". В дни празднования церковь учит прихожан любви к ближним.
В некоторых местах России в этот праздник (как на Пасху или на Троицу) принято задабривать души умерших и совершаются выходы на кладбища с блинами, пирогами с зеленым луком, крашеными яйцами и другой снедью, которая раскладывается на могилах.
Крылатые слова
📖 Что есть истина? 📖
Согласно Евангелию от Иоанна, это был вопрос Пилата, после того как Христос сказал на допросе: "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине". Но Иисус не удостоил Пилата ответом. К сожалению, это выражение подхвачено скептиками и употребляется с насмешкой.
📖 Не судите, да не судимы будете. 📖
Точная цитата из Евангелия от Матфея, которая продолжается словами: "Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Выражение употребляется как укор поспешно осуждающим кого-либо.
📖 Посылать от Понтия к Пилату. 📖
В действительности Понтий Пилат (римский прокуратор) посылал схваченного Иисуса Христа к правителю Галилеи Ироду, не добившемуся от пленника никаких показаний и отославшему Его обратно к Пилату. Этот невежественно переиначенный факт и стал причиной возникновения данного выражения, обличающего бюрократизм и волокиту.
📖 Умыть руки. 📖
Как свидетельствует Библия (Второзаконие), существовал ритуал публичного умывания рук, когда кто-нибудь хотел показать, что он непричастен к какому-либо неблаговидному делу. Этим обычаем и воспользовался Понтий Пилат перед толпой, жаждавшей распятия Иисуса, когда отдавал Его ей на казнь, сказавши при этом: "Невиновен я в крови праведника сего". Теперь это выражение изобличает любителей уходить от ответственности.
📖 Поцелуй Иуды. 📖
Накануне ареста в Гефсиманском саду Иуда Искариотский договорился со стражниками, никогда не видевшими Иисуса, что он подаст им знак, кого следует схватить, — подойдет и поцелует своего Учителя (так было заведено у апостолов при встречах с Иисусом). Выражение это вошло в обиход и характеризует крайнюю степень лицемерия и подлости людей, обставляющих свой коварный замысел внешней завесой преданности и лести.
📖 Взявшие меч — мечом погибнут. 📖
Слова, принадлежащие Иисусу Христу, сказавшему их при аресте, когда некоторые из апостолов выхватили оружие, чтобы защищать Учителя. Оплошность Петра, уже успевшего отрубить ухо одному из врагов, Спаситель тут же исправил, совершив чудо исцеления. В наше время этой фразе придан патриотический смысл, и в несколько измененном виде она приписана, в частности, Александру Невскому автором киносценария писателем П.А.Павленко.
📖 Не ведают, что творят.📖
Слова из молитвы Иисуса Христа за Своих мучителей, звучащие в древнерусском переводе Евангелия так: "Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят". Выражение имеет широкий диапазон применения и не требует комментария.