Преображение Господне

Двунадесятые праздники

Непереходящие праздники

  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
  • Введение Пресвятой Богородицы во храм
  • Рождество Христово
  • Крещение Господне
  • Сретение Господне
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Преображение Господне
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Переходящие праздники

  • Вход Господень в Иерусалим - Вербное воскресенье
  • Вознесение Господне
  • Святая Троица
  • Преображение Господне — 19 августа

    Праздник Преображения Господня связан с эпизодом из Евангелия от Матфея, в котором проявились Божественное величие и Слава Спасителя перед тремя Его ближайшими учениками:

    ...взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие... се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:1-5).

    Именно это событие изображено на иконе Преображения Господия.

    Со временем в иконографии данного православного праздника значительная роль стала отводиться свету как утрачивающему свою материальность на уровне изобразительных средств и приобретающему ее на уровне образного языка: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

    Кроме того, в иконописном искусстве наметились тенденции приближения изображения к исихазму, или медитативной молитве, цель которой — в процессе умосозерцательности преисполнить верующего неземным светом. К примеру, великому русскому иконописцу Феофану Греку (ок. 1340 - ок. 1410) так удалось передать свет, что икона Преображения Господня производит на зрителя почти сверхъестественное впечатление.

    Теологическая идея, воплощенная в иконографии праздника, известна уже со времени первых отцов Церкви, однако в качестве православного праздника Преображение Господне установилось довольно поздно. В иконографии этот мотив встречается с VI в., и, в частности, он известен по мозаике из базилики Преображения — главного храма монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове.

    Данный сюжет довольно рано подвергся воздействию западного искусства. Так, начиная с XIV в. иконография Преображения Господня испытывает влияние «пламенной» готики. Фигуры учеников Христа приобретают динамичность — подобным образом изображается их потрясение от происходящего на небесах. В XIX в. на Западе широкое распространение получила так называемая «исихастическая» молитва, которая ведет к объединению духовных функций с привлечением всей энергии к объекту молитвенного созерцания. Это еще более способствовало известности иконы.

    Преображение Господне

    Преображение Господне
    XIX в., 71 х 64 см.
    1. Слева от Спасителя изображен пророк Илия..
    2. Название иконы: Образ Преображение Господне. Надпись поновлена.
    3. Иисус — центральная фигура композиции, излучающая вокруг себя Божественный свет.
    4. Справа от Христа находится пророк Моисей. Обычно он держит в руках Скрижали Завета, символизирующие Десять заповедей.
    5. Облако, о котором повествует Евангелие, превращается на иконе в мандорлу — сияющий нимб, окружающий Христа. Оно может быть овальной формы или же иметь три луча, что символизирует Св. Троицу. Однако в представленной иконе просматривается довольно сильное влияние западного искусства, на что указывает свет сияния, изображенный как постепенно ослабевающий в пространстве.
    6. Внизу показаны три апостола — ученики Иисуса, которые в страхе наблюдают, как Спасителя осеняет светящееся облако, и слышат глас, из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:1-5).

    Более 2 000 икон Пресвятой Богородицы

    Свыше 400 икон Божией Матери общим числом более 2 000, как упомянутых в официальном месяцеслове Русской Православной Церкви, так и местночтимых.

    Все Святые

    Чудеса и краткие жития всех святых

    Чудеса и краткие жития всех святых

    Успение Пресвятой Богородицы
    Успение Пресвятой Богородицы
    Комментарии ( 1 )

    Сначала новые
    Сначала старые
    Сначала лучшие

    АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
    ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

    Войти
    В

    🙏 Преображение Господне. 🙏
    Еще этот праздник называют на Руси Спасом или Вторым Спасом. (Отметим, что из трех праздников, называемых Спасами, то есть посвященных чудесным деяниям Спасителя, только второй входит в число "двунадесятых праздников".) Он празднуется ежегодно 19 августа и посвящен событию, ставшему решающим для убеждения учеников Христа, что перед ними — Спаситель (до этого только апостол Петр искренне почитал Его в Иисусе).
    Взойдя с учениками на гору, Христос стал молиться, и вскоре Его лицо и одежда воссияли. К Нему явились давно покинувшие мир пророки Илья и Моисей, и раздался небесный глас Господа: "Сей есть Сын Мой возлюбленный". Когда в 1456 году в этот самый день 19 августа (6 августа по старому стилю) православные сербы разгромили у стен Белграда непобедимую дотоле турецкую армию, Второй Спас перестал быть "малым" праздником Православия и с тех пор отмечается как великий. Главным его обрядом является освящение в храмах плодов и злаков.
    Вкушать, в частности, яблоки, поспевающие в садах, до этого дня считается грехом. Зато во время празднования, которое продолжается девять дней, люди угощают ими друг друга, готовят из них всевозможные кушанья.
    Ответить
    Поделиться